(Отрывки)
Произведение начинается с издевательское обращение архиепископа Михаила и еще пяти епископов, которые подписали унию:
«Князьям их милости господам». К автору «Послания» дошел плод их «подвига, труда, усердия и старания, писание под названием «Оборона согласия с латинской церковью и верой, что служит Рима». Характеризуя своих идейных противников, как «попечителей и строителей той названной согласия, унии змеиной, как ее называет русский народ», он спрашивает, где и кто из них выполнял шесть заповедей Христовых: голодных накормил, жаждущих напитков, странствующих упокоил, голых зодяг, больным послужил, в темницах одвідував?..»
Не сами ли «их милости» оказывают голодными и жаждущими «бедных подданных», забирают пожертвования на прокормления сирот церковных и тянут с гумна стога и ожереди. Вместе со своими слугами пожирают «тех труд и пот кровавый», водки проціджувані курят, отборное пиво варят и «в бездну ненасытного брюха вливают».
Тогда как сами епископы объедаются, сироты церковные страдают от голода и жажды, а подданные с детьми вынуждены урезать себе пайку хлеба, боясь, что не дотянут до нового урожая.
Где они голых одевали? Не сами забирают у людей лошади, волы, овцы, налоги денежные живьем сдирают, в ненастье гонят на тяжелую работу. Сами же «яко идолы» на месте сидят, а если и случится того «трупа обідолотвореного» куда-то перенести, то только на люльках, словно дома сидя, переносятся.
Так, высосав из своих подданных их кровь, силу и труд, своих прислужников в дорогие сукна надевают, чтобы приятным видом их радоваться. Между тем у бедных людей нет даже «сермяжная толкового», чтобы наготу свою прикрыть.
Епископы полные мешки деньгами золотыми пичкают, «а те бедолаги гроша, за что соль купить, не имеют». Не для того ли они епископства добивались, чтобы больше имущества, имений и доходов в церкви Божией получить? Чтобы в достатке роскошных, «которую масле плавать?»
Дочерей они богатым приданым епископским наделяют, зятьям титулы самые славные предоставили.
Далее И. Вышенский приводит примеры роскошной жизни и больших состояний кастеляна Потия, архиепископа Рогозы, который когда-то был лишь небогатым дворянином, епископа Кирилла Терлецкого, ранее простого попа.
Автор «Послания» аргументированно доказывает, что его противники не идут за Христом. Они гордятся своим превосходством над холопами, потому что купаются в роскоши и даже воеводы им низко кланяются. На самом же деле, им нечем гордиться. Ведь те архиереи, что Христа убили, подобные им во всем. Так же, как и они, те архиереи роскошествовали и имели много слуг. их также чествовали обладатели тех времен - Пілати и Ироды.
А рядом с ними жили и тогда «мужики Христовы» - бедные, поганьблені, биты и убиты. И были эти мужики во все времена честнее и славнішими от своих духовных владык.
Автор «Послания» бросает в лицо «господам епископам» гневное обвинение: высоко сидят они на местах епископских, но не сидят на достоинства и честности; владеют селами, но их душами дьявол владеет; пастырями себя зовут, но «эсте проклятые»; именующих себя епископами, но «эсте мучители»; считают себя духовными [лицами], но «эсте поганцы и язычники».