Канон (греч. kanon - палка, переносно: норма, правило) - устойчивые, нормативные основы и принципы литературы и искусства определенных периодов, художественных направлений, стилей и др. Каноничность свойственна прежде всего искусству древних времен. В этот период К. является органичной формой и способом существования искусства, • образцом совершенства и критерием художественной ценности. Нормированы в определенном виде искусства К. определяли и утверждали его основные структурные параметры. В древнеегипетской пластике существовал К. пропорций человеческого тела, модулем которого выступала длина ступни. Рост человека соответствовал 6 или (позже) 7 ступням. К. пропорций теоретически обоснован в трактате древнегреческого скульптора Поликлета "Канон" (VCT. до н.э.), практически воплощен в его скульптуре "Дорифора", которая имеет также название "Канон". Разработана Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для всей античности, а также, с некоторыми отличиями, для художников Возрождения и классицизма. Принципиальное значение имеет система К. в сфере религии (церковные К., библейские К. и др.). В христианской гимнографии К. - один из жанров литургической поэзии, вид религиозного гимна. Имеет четко определенную композицию (ирмос-зачин, несколько тропарей, припевы-рефрены). Состоит из 8-9 (полный К.) или 2-4 песен (двух-, трех-, чотирипіснець). Отмечается торжественной статичностью, стремлением к восхваления и идеализации религиозного действа, религиозного праздника. Получил развитие в Византии VIII в. Бытовал также в киево-русской и украинской средневековой литературе. В западноевропейской музыке с ХІІ-ХІІІ вв. под названием "канон" утвердилась особая форма многоголосия, элементы которой сохранились до наших дней (Б.Барток, Д.Шостакович и др.). В культовом живописи восточного и европейского средневековья существовал строгий иконографический К. Система К. присуща народнопоетичній творчества. По своей природе, формам существования фольклорная поэтика является нормативной и основывается на устоявшихся традиционных способах художественной интерпретации конкретных явлений действительности. Благодаря унормированности зображально-выразительных средств, которые существуют в сознании коллектива, потенциально обеспечивается диалог между исполнителем и слушателем. Искусство автора-исполнителя, особенно эпического певца, заключается в том, что он творит по принципу аналогии. Основные идеи и образы, мотивы и сюжетные линии, стилистические и стилевые фигуры, поэтические и евфонічні формулы и др. - это материал, с помощью которого эпический автор каждый раз по-новому, но в рамках имеющихся эстетических норм и традиций, строит определенную коммуникативно ориентированную целое. Этим объясняется не только существование объемных усноепічних произведений, как, например, поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" (28000 строк), эпос "Манас" (40000 строк) и др., но и их значительная вариативность, наличие различных "версий" и _ многих равноценных текстов одного произведения. К. в фольклоре выполняет разнообразные функции и выступает как принцип творчества; способ воспроизведения (К. как память) и выполнения текста (К. как коммуникатор эстетической информации); форма существования фольклорного произведения (К. как функция). Древняя письменная литература типологически родственна с фольклором. Литература Киевской Руси, унаследовав традиции византийской культуры, развивалась на основе каноничности, которая основывалась на авторитарности и подражании традиционного образца, целеустремленности жанра, компілятивності, етикетності и орнаментальності, отсутствия четкого представления об авторской собственности, устойчивость "жанрового" образа автора и др. Однако ориентация на текст (а не уснопоетичну "формулу", как в фольклоре) предопределяет постепенное сворачивание нормативности и порождает собственно литературные качества - искусственную усложненность высказывания, поэтическую изысканность и др., что позже нашло проявление в литературе барокко (изменчивость образов и композиций, формальная и смысловая контрастность, усложненная метафоричность, алегоризм, емблематичність и др.). В украинской литературе черты барочного стиля появляются в поэзии и полемической литературе начала XVII в. (Иван Вишенский, Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакович и др.) и получают развития в творчестве Лазаря Барановича, Ивана Величковского, Антония Радивиловского, Григория Грабянки, Величка и др. Насквозь канонізованою была поэтика классицизма, нормативы которой наиболее полно сформулированы в работе французского теоретика искусства Н.Буало "поэтическое Искусство" (1674), в украинской литературе - в школьных поетиках, в творчестве и теоретической наследии Феофана Прокоповича.
С развитием новочасной литературных направлений (романтизм, реализм) происходит процесс деканонізації художественного мышления, переход от нормативного к оригинальному искусству. Меняется тип художественной структуры: каноны нормативной эстетики теряют принципиальное значение, в искусстве утверждается "принцип индивидуальности" (И.франко) как личностная форма отношения искусства к действительности. Литература переходит от знания к созерцанию, от должного к сущему, от общего до особого, индивидуального. Оригинальность становится основным требованием и одним из ведущих критериев художественности. Формируется новая система эстетических понятий (индивидуальность, оригинальность, своеобразие, талант, творчество, вдохновение, мировоззрение, плагиат и др.), принципиально отличная от предыдущей. Становление новоевропейского типа литературной структуры происходит во всех литературах, хотя осуществляется своеобразно и в разное время. В украинской литературе этот процесс продолжался на протяжении XVI-XVIII ст., найдя проявление в творчестве т. Шевченко. Одновременно элементы как романтической, так и реалистической эстетики со временем приобретали признаков нормативности, превращались в своеобразные романтические К., реалистичные К. В литературе социалистического реализма, как и в искусстве средневековья, эстетические К. основывались на единой идеологической основе. Понятие К. используется также в текстологии в значении канонического текста.
|
|