Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ТАРАСЮК ГАЛИНА
И СОЖАЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО НЕ СБЫЛОСЬ

Женщина в черном появилась посреди импрезы, именно в тот момент, когда представитель власти зачитывал приветствие президента. Безшелесно, как вечерняя тень, пересекла зал, магнетически притягивая к себе взгляды и будто завязывая их на себе в тугой узел, села на видном месте в первом ряду слева и уставилась в ювілянта, что возсідав на сцене, озаренный “юпитерами” и славой. Тот, видимо, тоже заметил женщину. Неприлично для такой торжественной минуты зарипів стулом, зачем-то стал поправлять на столике перед собой полотенце, совать караваем, сбивая с торжественного ритма не только высокого привітальника круг микрофона, но и всю “академию”. Между публикой, давеча еще внимательной, прошелестел ветерок тревоги и хаоса, заскрипели стулья, закахикали курильщики, зашепталось женщины.

- Вы видели?

- Конечно!

- Она пришла!..

- Ужас!

- Кто?

- И вон, и в черном... и в шляпе с вуалью...

- Где?

- Да вон же! Села прямо перед ним!.. Слева, в первом ряду...

- И что?!

- А ты что, не знаешь? Плохой знак! Говорят, стоит ей появиться на какой-то юбилей, как через неделю ювілянта - тю-тю...

- Что - тю-тю? В тюрьму, то есть - на зону...?

- И где! Какая зона? На кладбище!

- Она что - киллер?

- Какой там киллер - ведьма!

- Ой! Какая еще ведьма!.. Мы уже от той политики одуревшими!

- При чем здесь политика?

- А при том, что людям хочется во что-то верить, а не во что! То они и ищут: то - НЛО, то - целителей с экстрасенсами, теперь - ведьм! Особенно не хрен делать людям творчєскім...

- И честное слово, ведьма! На себе проверила... то Есть, на знакомом классику. Пришел на его юбилейный вечер. Посреди торжеств! Эта! Как зловещая тень! Села, посидела и вышла. А через неделю - читаю некролог... И так - не с одним...

- Может, она просто профессиональная фуршетниця, вот вы и здибаєтеся каждый раз на импрезах?

- Да нет, на фуршет она не ходит. Я же говорю: посидит, посидит и уходит. А через неделю - некролог...

- И то совпадение...

- Какое совпадение?! Добрый мне совпадение - только за этот год десятка два отвезли на Байковое... И все как один: классики, корифеи и мэтры... и даже один маэстро!

- Не пускайте, как такое дело!

Зал шумел, лепетала, волновалась, как море перед бурей, но тревожный гул, казалось, не долетал до женщины, что сидела себе одиноко на стуле, слева в первом ряду, как будто на необитаемом островке, и смотрела, щурясь, на освещенную сцену, как на закат.



На самом деле, шум нервничал женщину.

“Какая непоштивість! Перед ними - такой человек... А они... что за народ! Как можно!..” - думала женщина, всей своей напряженно виструнченою осанкой, высоко поднятой головой в претензионном шляпке с вуалью демонстрируя гордое возмущение. Но все равно, в глубине души, она была на седьмом небе от счастья! Ведь тогда, когда она потеряла всякую надежду, Бог смилостивился над ней... Водитель включил радио и она услышала рекламу о Его юбилейный вечер в театре украинской драмы. Она не поверила - подумала, что ей послышалось. Но, наверное, сам Бог не выдержал и вмешался в ее судьбу, потому что за пять минут рекламу повторили. Она взглянула на дзиґарик - до начала торжеств оставалось два часа, достаточно, чтобы переодеться и доехать. И вот она здесь. И Бог снова сжалился над ней, и привел к единственному в переповненім зале свободного места да еще и в літернім ряда!

О, она была уверена, это не просто стечение обстоятельств, такие чудеса не происходят просто так - что-то должно произойти... что-то очень важное для нее. Конечно, плохо, что опоздала - пришлось идти через весь зал под сердитыми позирками зрителей. Зато Он заметил ее! Боже! Как Он весь встрепенулся, как метнул в нее, словно молнию, свой характерный острый соколиный взгляд! Она вся обомлела от страха и счастья, виновато улыбнулась, и, сложив молитвенно руки, попыталась воспроизвести на лице под вуалью невинную девичью зніченість. И Он... О боже! Он... узнал ее, потому что занервничал, точь-в-точь, как тогда...



Женщина прикрыла ладонью глаза, вызывая из памяти, из сумерек далеких, милых сердцу воспоминаний юный образ того, кто со сцены встревоженно посматривал в ее сторону из-за огромного, будто ненастоящего, глазурованной каравая.



- Кто ее пригласил?! Где она взялась?! Выведите ее, ради Бога, уведите ее, - вдруг ни с того ни с сего запаниковала какая-то старшая дама в третьем ряду с высокой и тоже полив'яною, как каравай, прической, наверное, жена ювілянта.

- Да вы что, дамы, мы же сорвем вечер! - зашикали на нее другие дамы, тоже сидели в третьем ряду, вероятно, знакомы. - А сколько потом будет шума! Нам это нужно? И именно сейчас?!. Не обращайте внимания! Она посидит да и уйдет... Делайте вид, что ничего не видите, ничего не произошло...

- Да... но - примета... - хапалась жена за сердце, с ужасом поглядывая на причудливый шляпка в первом ряду слева.

- Ой, бросьте этот предрассудок! Какая-то одинокая сумасшедшая ходит себе по юбилеях... Посмотрите хотя бы на тот шляпу! Разве нормальный человек такое нацепит?!

- Да нет, она не сумасшедшая. Она, говорят, какая-то невдатна оперная певица или балерина... с драматической, даже трагической судьбой.

- И что - что с трагической?! Ой, как меня эти знаменитые лиходолиці достали! Тоже еще Мурлин Мурло! А в кого она счастлива, и судьба! Может, в меня? И меня бы Шекспир испугался, если бы вся моя жизнь узнал... Но я не хожу, как призрак, не пугаю людей!..



Взволнованный шепот из третьего ряда перекинулся на четвертый... шестой, пошелестел залу, обходя женщину в черном, царственно сидела в первом ряду слева, как на троне, и мечтательно смотрела на сцену, как на живописный закат.

- И неужели это и знаменитая когда-то кинозвезда, забыла, как ее?.. Говорят, она смолоду спала со всеми известными и знаменитыми, а теперь по их похоронах ходит, вся в черном, и оплакивают покойников, простите, на правах бывшей Музы... Умрешь не встанешь, это же додуматься до такого! Говорят, бедные вдовы на ушах, то есть на рогах стоят!

- Нет! Это не та! Эта лиш - по юбилеях...

- А Боже, где они только берутся - эти сумасшедшие!

- Ой посмотрите: это правда, что она ведьма! Вон, посмотрите, как встревожился ювилянт!.. Аж лысина вспотела!..



Но ювілянта встревожила не проявление дивачки в черном. Грозно поглядев на чудное запоздалую гостью, он в тот же миг забыл о ней. Его грызла другая появление - вот этого п'ятирядного молоденького чиновника вместо первой, второй, хоть уже и третьего лица государства... Он столько набегался, накланявся... Год потратил... И вот - прислали этого мальчишку... Відчепно... А это значило, что не будет - ни ордена, ни звания...

“Так меня почтили!..” - думал, глухнучи от шума в голове, что уже, казалось ему, и перекинулся на зал и качал ею, как ветер дубравой.

Начинающий чиновник, сбитый с толку невниманием к его гляголящої от имени власти лица, в это время пытался перекричать шум, а когда ему это не удалось, скороговоркой завершил приветствие, ткнул ювілянтові адресную папку, с которой читал, положил в одеревенелых ног корзину с цветами, и быстро вышел за кулисы. На его побег зал отозвалась жиденькими аплодисментами.

“Люди видят... Люди все видят... Они на моей стороне... - пытался утешить себя, вкметивши проявление народной любви ювилянт. - Вон как возмущенно гудят...”



А народ действительно уже морем клокотал, несмотря на очередного чиновно-сановного привітальника.

- Пожалуй, и в этом с той ... м-у-узою что-то было... Слышала, в молодости она красавица писаная была, и талант имела, но за ту красоту ее дальше кровати не пускали...

- Что вы говорите?! Такой талант имела к этому... кгхи-кгхи...? Молодец женщина...

- Наоборот! Не пускали, потому что на кровать не соглашалась!..

- Да вы что? И чего бы то!

- Действительно, а чо’ же она так? И же друг другу не мешает...

- Вы так категорично судите, будто по со...би... кхи-кхи... н-да... беда, говорю, с этими самоуверенными красавицами...

- А я слышала - наоборот: что соглашалась, еще и очень... Была штатная эта... ну сами знаете - кто...

- Откуда вы взяли, что я - сама знаю!?

- И я не имела в виду помощниц депутатов!.. Я лишь говорю, что когда уже всем подряд... мм-да... угождать, то тоже плохо...

- Это вы из собственного горького...?

- Нет! Из сладкого чужого, то есть некоторых своих знакомых!

- На что вы намекаете?!

- Да замолчите наконец - ничего же не слышно!!!

- А я слышал, что она очень богата... Будто вдова какого-то нефтяного магната или олигарха.

- Я тоже слышала: якобы короля Саудовской Аравии... Или Эмиратов... якобы... ш-ш-ш... ва-лют-но-ю... А стала... Миллионершей!

- Да ты что?! Вот, блин... таким... канонеркам... еще и везет!..

- Ш-ш-ш... она смотрит сюда... А чтобы вы знали: только таким и везет! Да еще и фурами!..

- Боже, какая негодяйка!..

- Молчите, ибо они, эти ведьмы, слышат, как летучие мыши или совы, - ультразвуки ловят... И мстят на лету... сами же говорите, что штабелями на Байковое отправляет...

- Свят-Свят!..

- Ужас!

- Вот сссс...

- Тсссс...

- Не говорите...



В этот момент женщина в черном и действительно обводила медленным взглядом растревоженную, как улей, зала, и, диво дивное, зал утихала, поворачивала головы к сцене, где за высоким, обліпленим жаворонками, рельефным, по-бутафорского роскошным караваем светил потной лысиной побледневший именинник.

Женщина в черном тоже перевела взгляд на сцену и стала внимательно разглядывать ювілянта, чувствуя, как медленно проходило головокружение от такой наглой, хоть и долгожданной встречи. Осыпался, словно письмо из трепети, с души юный трепет. И становилось грустно и одиноко, как в осеннем лесу.

“Господи, что с Ним произошло! - думала женщина, почти страдая. - Конечно, летом никого не красят, но... он стал похож на...”

Женщина зашарілась: то, на что Он стал похож, совсем не вязалось с романтично-благородным образом того мужчины, образу, с которым она прожила всю жизнь... От этого неожиданного открытия женщине стало неуютно. Конечно, ничего нет вечного... Все проходит, и молодость... но... не так... нагло! И... без...причинно... Конечно, она замечала, что Он уже не тот, что Он стареет, когда иногда видела его по телевизору на каких-то мероприятиях и праздниках, но в последнее время ни разу - на дипломатических или правительственных приемах или в президиуме. И это тоже неприятно поражало: неужели Он... так низко упал? Или его обходили... Конечно, его обходили. Не заслуженно. Она возмущалась и жаловалась дочкам-близняшкам, что против него вновь начались репрессии. Девушки каждый раз в один голос удивлялись: “Какие репрессии, мама? Он при каждой власти...”. Но она гневно перебивала: “Не надо! Вы не знаете, как трудно дается слава!” “Какая слава, мама? И таких, с такой славой...” - возмущались близнецы, но слегка, наверное, жалея ее. И это ее обижало еще больше, и она садилась писать ему письма, которые никогда не отправляла. Потому что - зачем? Если он был всегда почти рядом, скорее, как он писал в своих ранних стихах - “на расстоянии слезы, на расстоянии любви”... Конечно, ее любви и ее слезы... И хоть их земные дороги не пересекались (слишком на разных широтах и высотах пролегали эти дороги), зато пересекались пути духовные. Сакральные.

Свято веря в материальность Мысли и силу Слова (особенно Его Слова!), она рассказывала ему в письмах все. Будто исповедалась. О маме, которая умерла десять лет назад от рака, но и до сих пор кажется, будто где-то вышла и вот-вот придет. Относительно мамы, то и очень уважала Его, читала все, что Он написал, слушала по радио все, что Он говорил, и одобряла ее выбор. В отличие от детей, о которых, кстати, они с ним никогда не говорили. Никогда, потому что она не хотела ему навязывать свои проблемы, хотела, чтобы между ними было только светлое солнечное чувство и та далекая лунная серебряная ночь... И он не возражал, делал вид, будто ни о чем не догадывается. Но - чтобы она не делала, куда бы не ехала, Он был всегда рядом. Как-то вдвоем они даже ездили в Солотвино, в санаторий, и Он немного ревновал, когда к ней наперебой ухаживали силікозний шахтер Бронко из Червонограда и астматик Коля из Чернигова. Но не скандалил, а слегка иронизировал, как и подобает мужчине его положения. Он был возле нее, невидимый, вежливый, внимательный, а все поклонники удивлялись, чего она такая неприступная.

А вот с Иваном, венчанным мужем, она таки развелась... Через Него.

- Как мне, скажите, господин судия, жить с женщиной, которая всю жизнь живет с другим мужчиной? Прошу развод, - уперся Иван на суде.

Зря дети плакали за папой, зря она клялась, что это неправда, такого не было, разве что в мыслях вспомнила кого-то, но разве это измена такая, чтобы аж - развод?! И Иван уперся, как козел в ель:

- То ничего, что в мыслях. Потому то имей хуже, если бы застал! То буком не выбьешь! Прошу развод!



Женщина крепко сжала руки, стиснула зубы, чтобы подавить стон сожаления, но не за Иваном, и не по своей глупой головой, а за тем, что, вероятно, никогда и, наверное, ни у кого не сбывается, хоть такой дорогой ценой за него платится...



Зал, провожая очередного почтенного чиновника, захлопала живее.. И женщина в черном облегченно вздохнула: слава Богу, юбилей снова вошел в торжественно-праздничное русло, хоть чувствовался некоторый спад радостного напряжения. Оно и понятно, ждали царя-батюшку, но он по уважительным причинам... не соізволіл... И это ее неприятно шкрябнуло, и стало обидно за ювілянта, потому что все равно, независимо от ее разочарований, он таки заслужил... хотя дети говорят, что выслуживался. Но то их, еще детское представление, или ревность, хотя в их возрасте уже пора быть рассудительнее... А, может, действительно, служил и, как это бывает, переслужив? Где-то она читала, что, когда переходишь грань между служением и прислуживанием, тогда теряешь уважение - и вверху, и внизу... И все потому, что у всех невольно закрадывается сомнение, а действительно ли ты такая уж и достойный человек, если так недостойно запобігаєш перед сильными мира сего? Так думают все, но не все об том говорят вслух... Жаль, если с ним такое произошло и к нему потеряли интерес...Сначала вверху, теперь уже и внизу, народ...

Женщина прислушалась к народу в зале: да, слушает так себе, в пол-уха, плещите для приличия, шушукається о какую-то актрису, каких-то ведьм (и где они черту в этом Киеве взялись?), ловит ворон. Вот и ее провожали глазами, как чудо... не столько ее, как ее “крисаньку с павочками и наметкой”, одолженную у госпожи Любківської якобы для визита на спектакль в театр. Хоть оно оказалось на самом деле так... только с той разницей, что она попала на спектакль из собственной жизни...

Женщине хочется плакать: так, слишком печальная спектакль! Но об этом не надо думать. Не надо на себе зацикливаться, как учат его дети. Надо уметь переключаться. И женщина пытается переключиться на что-то другое, например, на зал. О чем это он журчит - не перестает? Женщина прислушивается. Нашорошене ухо ловит обрывки шелестящих фраз:

- ...шелехвістка... шныряет, шалава...

- ... не говорите... и чего ей надо?..

- ... а шляпка?.. шляпка...

“Господи! - ужасается женщина, - о чем они судачат?! Вот такой он, народ: ему шляпку на какие-то бабе интереснее, как известный, заслуженный человек на сцене. Эта реакция... она просто-таки убийственная. Вот так всегда: сначала истерическое обожание, потом - равнодушие, в конце - забвение... Драма, которую не все способны пережить...”



Вдруг их глаза встречаются. Точнее, его растерянный, встревоженный взгляд, ища в зале поддержки, наскочил на взгляд дамы в черном, слишком пристальный, будто эта... ду... претензионная чудачка в дурноверхому (никакого вкуса!) шляпе (еще и с перьями!), рассматривала его сквозь лупу. Ему показалось, она вздохнула: “Как ты измельчал! А еще недавно не было тебе уровне - ни талантом, ни славой. Кошмар... “ - и спрятала ее в сумку.



“Боже, где тот мужчина, которого я любила всю свою жизнь?” - вместо того, чтобы засиять в него влюбленной улыбкой, ужаснулась женщина, столкнувшись взглядом с его позирком, когда быстрым соколиной, а теперь тяжелым, как у старого сердитого филина, и суетливо спрятала очки в сумку, а глаза - под вуаль.

“В этой сумке, как у деда в тайстрі, - нервничала женщина, чувствуя, что... о Боже, на самом деле почти ничего не чувствует к мужчине на сцене. Ничего, кроме усталого равнодушия... Значит, не с ним, а с ней - то произошло... Или происходит... Иначе почему же она вместо героя замечательной легенды... небожителя блестящего мифа видит перед собой... тельбухату сумку... примитивных, зато претензионных стихов вперемешку с амбициями?.. Видит, как все то вурдиться в нем проступает на брезклому бабському лице гримасами тупой гордыни, капризного раздражения, циничной распущенности... Боже, что это с ней? Чего это она цепляется к этому славному чужого мужа? Она же не за этим сюда так долго шла и наконец, на тебе! - пришла! За чем? Разве чтобы окончательно испортить не только себе жизнь, но и то единственное, что в ней было, что держало на свете - трепетную, как бабочка, горную сказку о большой любви...



Женщина, прикрыла рукой глаза, возвращаясь в далекую молодость.

Он приехал вместе с высокими гостями на праздник выхода на пастбище, которое в их районе проводилось показательно: на стадионе, с речами, концертом и банушем с гуслянкой. Но все приехали автобусами. А он гонорно - на собственной “волге”. Говорил: за государственную премию купил.

Она прислужувала в ресторане “Горная сказка”, где высокие гости ужинали после того, как провели чабанов и бовгарів с маржиною и дробью на пастбища. Когда она разносила блюда, он незаметно обхватил ее ноги под горботкою и тихо звіршував:

- Жди, дівче, по ужину - на кудри..

Она засмеялась, думая, что это шутка. Но после ужина он сам, сидя одиноко в своей “волге”, ждал ее возле ресторана до тех пор, пока они с девушками не убрали после гостей зала и не помыли посуду.



Женщина нашла наконец в сумке очки, которые только что туда положила: ей сейчас хотелось прочесть в его глазах, он помнит то, что она? Но он смотрел на то блестящий, словно ненастоящий каравай, так внимательно, будто это было для него в этот вечер торжественный самое важное. Женщине вновь стало очень чего-то сожалению, а чего?... Может себя, молодой, доверчивой? Может, его, постаревшего, разочарованного? А может, той серебряной ночи над Черемошем, такой далекой, что, если бы не девушки-близнецы, то неизвестно, или она и вправду когда-то была? Ее самое большое счастье, но и самый затаенный грех, потому что только на Страшном Суде она признается, что они - не Ивану.

А ювилянт все смотрел и смотрел на свой красивый, ненастоящий, каравай... Если бы она знала раньше о юбилее, то сама бы испекла каравай и гораздо файніший.



Очередной віншувальник что-то такое нес, что все смеялись, но что именно, женщина не слышала. Она была далеко отсюда. Она думала, как бы сложилась ее жизнь, если бы... Но ничего не могла представить, кроме серебряной ночи и Его шепота:

- Ты эту ночь не забудешь никогда. А мои поцелуи носить на своих белых груденятах, как высшие государственные ордена.



Теперь она пришла посмотреть на Его ордена...



- Мы все ожидали увидеть, как нашему юбиляру вручат сегодня высшую награду государства, но... увы, мы этого не дождались. Однако не расстроились, ибо это значит лишь то, что нам всем придется ждать следующего юбилея, дай Бог здоровья нашему имениннику! - одновременно ущипнул и лизнул власть и ювілянта привітальник, кажется, от профсоюзов.

Зал отреагировал силуваним смешком и жиденьким хлопаньем, откровенно сомневаясь, те, на кого намекал профсоюзный вождь, дотянут до того, на что он намекал.

“Вот придурок! - ругнулся в душе ювилянт. - Зачем лишний раз обращать внимание на то орден, будь он не ладен! Но ведь это нарочно, сукин сын! Эта... сволочь специально ждет чужих юбилеев, чтобы на них рассказать о себе, красивого и талантливого, и якобы нехотя облить помоями именинника. А не дать слова - нельзя, потому что тогда вообще некому будет выступать... А тут еще и эта... ворона черная, глаз не спускает - как под микроскопом держит...”



Женщина сидела с закрытыми глазами, чтобы не видеть как бабчиться от скрытой злости надменно-угрюмое лицо ювілянта. Все еще хотела вернуть душе трепетное чувство тоски по ним и не могла. Поэтому начала вспоминать, как собиралась в Киев, как шила у знакомой шевкині Зоне эту черную хламиду, одалживала у госпожи Любківської шляпки и цепляла к нему ажурную наметку... хотелось быть... таинственной тенью озаренного славой гения... Близняшки смотрели на нее терпеливо, как составляющие взрослые женщины на капризного ребенка. Потом звонили в Киев к бывшей однокласснице, а теперь жены крутого бизнесмена, и просили приютить маме на неделю, потому что мама едет в клинику на обследование. Да, дети имели ее слабую... Подруга поселила ее на даче, и вот она уже вторую неделю слоняется по юбилейных вечерах, симпозиумах-презентация, словно шістнадцятка, в надежде, наконец, встретить Его... А детям врет, что диагностируется...

Ужас! Столько усилий... Столько надежд... и такой провал - в равнодушие. В ничто. И в душе - пусто, как на рассвете в их городке. Только ветер гонит сквозняками души, как пустынными улочками, смятые обрывки чувств...

Женщина совсем запуталась, и теперь уже не понимала, зачем искала его. Зачем он был показался ей вообще? Как и эти, уже неизвестно какие по счету, торжественные поминки по герою Украины с вынужденным и вымученным славословієм, лукавыми здравицями в честь идола, произведений которого давно никто не читает и не почитывает, с этими бутафорскими караваями и мертвыми цветами?



Публика уже откровенно нудилася, поглядывала на часы и на дверь, досадливо вздыхала, а когда ведущий радостно сообщил, что ювілянта поздравила только половина желающих, начала беспардонно выходить. Такого провала не ожидал, наверное, и сам виновник торжества.

Их взгляды снова пересеклись, и по его равнодушных глазах женщина поняла, что он ее так и не узнал. Но, Господи, чего это он должен ее узнавать, этот чужой, коротенький, тлустий человечек в ботинках на высоких шпильках?!. Такой самоуверенный и такой смешно неуверенный в своем величии, иначе зачем ему были эти ботинки на высоких шпильках?.. Разве мужчина на таких котурнах... может быть мифом для целой нации? Или идеалом для одной женщины? И вообще, что она здесь делает? На празднике чужого мужа? В этом дурноверхому шляпе с вуалью и павлиньими перьями? В этой черной претензионной мантлі, что казалась ей еще полчаса назад романтическим вечерним платьем? Боже, какой позор! Хорошо, что ее не видят знакомые, дети, что никто не узнает...



Женщина резко встала и, невольно защищаясь рукой от угасающего света чужой славы, пошла к выходу. Зал заворожено притихла, провожая ее враждебными глазами, но женщина этого не заметила. Занята драмой собственной жизни, она и не догадывалась, что стала героиней публичного фарса, который независимо от нее разыгрывался в этом зале параллельно с юбилеем. И теперь зал ждала, что дальше будет. Но дальше не было ничего. Точнее, таинственная героиня покинула сцену посреди спектакля, провалив ее, то есть спектакль, а не сцену...

Зал разочарованно вздохнула, перевела истосковавшиеся рецепторы на ювілянта, в момент забыв про таинственную женщину, которая именно в это время в безлюдном фойе устало, словно актриса в своей гримерной после спектакля, снимала с себя романтические шляпки-вуали-пелерины, превращаясь в обычную не молодую уже провинциалку. Содрала с себя лохмотья спокойно, равнодушно бросала на пол, думая, вероятно, что того стриптиза никто не видит. Но, как известно, в театре, особенно в театре жизни - всегда есть свидетели... то бишь, зрители. Поэтому и за этими причудливыми метаморфозами наблюдали двое: гардеробщица с пустого, потому что лето, гардероба, и дженджуристий панок, немного нервный, вероятно, разочарован юбилеем, - в зеркале напротив входной двери.

- Женщина, не соріте реквизитом, - строго сказала гардеробщица, чтобы что-то сказать. А дженджуристий панок в зеркале, напротив, встрепенулся, блеснул огненно-черным глазом, звякнул, словно копытом, подкованным истоптанным ботинком и с чувством продекламировал:



И сожаление о том, что не сбылось,

и уже не сбудется никогда,

... осенним золотом всплыло

за недостижимые горизонта...



- Уже не жалко, - не оглядываясь на невольных зрителей этой драмы-комедии, вздохнула женщина, подобрала с пола свое романтическое вещички и, выходя на улицу, величественным жестом бросила его в здоровенную серую урну для мусора, монументально возвышалась при парадных дверях театра.