Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



КАРПЕНКО-КАРЫЙ

(1845 - 1907)

КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН

Родился Иван Карпович Тобилевич 29 сентября 1845г. в с. Арсеньевка вблизи Елисаветграда; отец его происходил из старинного обнищавшего дворянского рода и работал приказчиком помещичьего имения, а мать была простой крестьянкой. Образование, к которому так тянулся парень, пришлось из-за материальных трудностей ограничить чотирикласним училищем и с четырнадцати лет зарабатывать на жизнь. Почти два десятилетия забрала в И. Тобилевича служба в различных канцеляриях - от писарчука к секретарю городского полицейского управления.

Находясь в Елисаветграде (1865 - 1884), Тобилевич знакомится с произведениями Руссо, Дидро, Вольтера, Герцена, с экономическими трактатами Бокля, Милля, вместе со своим другом М. Кропивницким читает западноевропейских писателей, философов, социологов. Переведен чуть более чем на год до Херсона, он познакомился с бывшим участником Кирилло-Мефодиевского общества и товарищем Т. Шевченко Д. П. Пильчиковим, под влиянием которого прочитал “много полезных книг по истории народов, с классической литературы, среди которой Шекспир и Островский заняли первое место”.

1863г. в Бобринце на Єлисаветградщині образовался драматический кружок, одним из активных участников которого был И. Тобилевич. Он играл разные роли в пьесах Котляревского, Квитки-Основьяненко, Кухаренко, Гоголя, Островского. В елисаветградском кружке Тобилевич был и руководителем, и режиссером, и актером, принимая участие в создании спектаклей по пьесам Островского, Гоголя, Грибоедова, Мольера, Шиллера.

Демократические убеждения Тобилевича закономерно привели его к участию в организации (вместе с П. И. Михалевичем) тайного кружка, на заседаниях которого изучали труды М. Чернышевского, Ф. Лассаля, Д. Милля, К. Маркса и Ф. Энгельса. С целью популяризации революционно-демократической и народнической литературы в кружке планировалось перевести на украинский язык ряд произведений русской беллетристики - Г. Успенского, Ф. Решетникова, Ф. Нефедова, М. Наумова, О. Левитова, М. Златовратского и др., подготовить общий очерк политической экономии М. Чернышевскому. В этой работе самое активное участие принимал Тобилевич.

До первого этапа литературного творчества Тобилевича принадлежит рассказ “Новобранец” (написанное в 1881г., опубліковане1889г. под псевдонимом Гнат Карый). В нем говорится о тяжелой судьбе крестьянской семьи, которая с огромными усилиями выбивается из нищеты и, кажется, могла бы уже в конце концов достичь какого благосостояния, если бы не вмешательство государственной машины.

Насколько плотно в жизни Тобилевича сочеталась творческая и общественно-политическая деятельность, свидетельствует тот факт, что и рассказ “Новобранец”, и первую свою драму “Бродяга” (“Чабан”, 1883) он подавал на обсуждение нелегального кружка. Завершать “Бродягу”, как и “Кто виноват?” (“Бесталанная”), драматургу пришлось уже в Новочеркасске, куда его выслан в мае 1884г. за участие в деятельности кружка и за помощь политическим “преступникам”. Чтобы заработать на жизнь, поднадзорный Тобилевич работал подручным кузнеца, а впоследствии открыл переплетную мастерскую.

В 1886г. в Херсоне был издан первый “Сборник драматических произведений”. Карпенко-Карого, в который вошли драмы “Бондаривна” и “Кто виноват?” и комедия “Умный и дурак”, а в 1887г. опубликовано “Наймичку”. Но их почти не покупали, потому что публика не была приучена читать пьесы.

Пьесы, созданные Карпенко-Карым в течение почти пятнадцати лет, отражают эволюцию явления, которое видозмінювалось буквально на глазах драматурга - “глитайства”. Его персонажам - Михаилу Михайловичу (“Бродяга”), Окуню (“Умный и дурак”, 1885), Цокулю (“Наймичка”, 1885), Мошне (“Сто тысяч”, 1890), Пузиреві (“Хозяин”, 1900) - присуще не просто увеличение экономических масштабов их деятельности, их вымогательства, оно еще ярче выявляет их человеческое мелкость, а то и ничтожество, духовную пустоту. Несколько в стороне их стоит Мартын Боруля, который добивается дворянского звания. Сатирическое зерно комедии “Мартын Боруля” (1886) связано уже не со средствами обогащения или присвоение того, что принадлежит другим, а с стремлением сельской буржуазии к политически-правового равенства с дворянством.

Две последние горькие комедии - “Суета” (1903) и “Житейское море” (1904; определена автором как “сквозняк”, то есть продолжение, “Суеты”) - драматург назвал “сценами”, словно признавая принадлежность к европейской новой драмы. Так, в “Суете” отсутствует главный герой, и пьеса представляет ряд сцен, призванных характеризовать образ жизни и мышления богатого крестьянина и его взрослых детей, которые представляют разные социальные слои общества (хлебороб, учитель, мелкие служащие).

Весной 1887г. И. Карпенкові-Карем было разрешено вернуться на Украину, но еще до конца 1888г. он находился на хуторе “Надежда” (теперь заповедник в Кировоградской области) под гласным надзором полиции (негласный надзор был снят с него 12 марта 1903г.). Получив гражданские права, Карпенко-Карый присоединился к новой театральной труппы, созданной его братом П. Саксаганским, в которой до конца жизни работал активно и напряженно, как артист, режиссер, драматург. В 1897г. он составляет “Записку к съезду сценических деятелей”, где с болью пишет о бесправном положение украинского театра, о цензурных и другие правительственные притеснения.

Написано Карпенко-Карым течение 90-х гг. на современную тематику обнаруживает стремление дать народу “пьесы серьезные, моральные, нравоисправительные, исторические”. С назидательной целью создана бытовая комедия “Суженой конем не объедешь” (переработка с Еркмана-Шатріана, 1892), в социально-бытовой драме “Папина сказка” (1892) также очевидна морализаторская тенденция, подчеркнутая вторым ее названием - “Грех и покаяние”. Определенным дидактизмом обозначена драма “над Днепром” (1897).

На материале исторического прошлого, осмысление которого, по убеждению И. Карпенко-Карого, призвано обогатить украинскую драматургию, написано пьесы “Бондаривна” (1884), “Паливода XVIII века” (1893; подготовительным этапом было создание в 1884г. пьесы “С Ивана господин, а с господина Иван”), “Чумаки” (1897), “Лихая искра поле сожжет и сама исчезнет” (1896), “Савва Чалый” (1899), “Гандзя” (1902).

Произведения Карпенко-Карого “Бедствия искра поле сожжет и сама исчезнет” (1896) и “Гандзя” (1902) были попытками на фольклорном материале, посвященном древнем прошлом, выйти до философских обобщений о судьбе Украины и подать их в интересной сценической форме.

Трагедии Карпенко-Карого “Савва Чалый”, так же созданной на основе народной исторической песни, присущие глубокий психологизм, точная и убедительная мотивированность действий и поступков героев.

И. Карпенко-Карый умер после тяжелой болезни 15 сентября 1907г. в Берлине, куда ездил на лечение; похоронен на хуторе “Надежда”.

Драматургия И. Карпенко-Карого своеобразно подытожила почти столетний развитие украинской драматургии, подняв ее на новый уровень. Поражая тематическим и жанровым богатством, она в своей целостности представляет собой разнообразную картину жизни Украины в течение столетий. В художественной разработке исторического или фольклорного материала дальнего в прошлом достаточно ощутимым является связь с тогдашними жизненными проблемами Произведения Карпенко-Карого многими своими элементами входят в идейно-эстетический контекст новой европейской драмы.