КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
Родился Иван Карпович Тобилевич 29 сентября 1845г. в с. Арсеньевка вблизи
Елисаветграда; отец его происходил из старинного обнищавшего дворянского рода
и работал приказчиком помещичьего имения, а мать была простой крестьянкой.
Образование, к которому так тянулся парень, пришлось из-за материальных трудностей
ограничить чотирикласним училищем и с четырнадцати лет зарабатывать на жизнь.
Почти два десятилетия забрала в И. Тобилевича служба в различных канцеляриях - от
писарчука к секретарю городского полицейского управления.
Находясь в Елисаветграде (1865 -
1884), Тобилевич знакомится с произведениями Руссо, Дидро, Вольтера,
Герцена, с
экономическими трактатами Бокля, Милля, вместе со своим другом М. Кропивницким
читает западноевропейских писателей, философов, социологов. Переведен
чуть более чем на год до Херсона, он познакомился с бывшим участником
Кирилло-Мефодиевского общества и товарищем Т. Шевченко Д. П. Пильчиковим, под влиянием
которого прочитал “много полезных книг по истории народов, с классической
литературы, среди которой Шекспир и Островский заняли первое место”.
1863г. в Бобринце на Єлисаветградщині
образовался драматический кружок, одним из активных участников которого был И.
Тобилевич. Он играл разные роли в пьесах Котляревского, Квитки-Основьяненко,
Кухаренко, Гоголя, Островского. В елисаветградском кружке Тобилевич был и
руководителем, и режиссером, и актером, принимая участие в создании спектаклей по пьесам
Островского, Гоголя, Грибоедова, Мольера, Шиллера.
Демократические убеждения Тобилевича
закономерно привели его к участию в организации (вместе с П. И. Михалевичем)
тайного кружка, на заседаниях которого изучали труды М. Чернышевского, Ф.
Лассаля, Д. Милля, К. Маркса и Ф. Энгельса. С целью популяризации
революционно-демократической и народнической литературы в кружке планировалось
перевести на украинский язык ряд произведений русской беллетристики - Г.
Успенского, Ф. Решетникова, Ф. Нефедова, М. Наумова, О. Левитова, М. Златовратского и др., подготовить
общий очерк политической экономии М. Чернышевскому. В этой работе
самое активное участие принимал Тобилевич.
До первого этапа литературного
творчества Тобилевича принадлежит рассказ “Новобранец” (написанное в 1881г., опубліковане1889г. под псевдонимом Гнат
Карый). В нем говорится о тяжелой судьбе крестьянской семьи, которая с огромными
усилиями выбивается из нищеты и, кажется, могла бы уже в конце концов достичь
какого благосостояния, если бы не вмешательство государственной машины.
Насколько плотно в жизни Тобилевича
сочеталась творческая и общественно-политическая деятельность, свидетельствует тот факт, что и
рассказ “Новобранец”, и первую свою драму “Бродяга” (“Чабан”, 1883) он
подавал на обсуждение нелегального кружка. Завершать “Бродягу”, как и “Кто
виноват?” (“Бесталанная”), драматургу пришлось уже в Новочеркасске, куда его
выслан в мае 1884г. за участие в деятельности кружка и за помощь политическим
“преступникам”. Чтобы заработать на жизнь, поднадзорный Тобилевич работал
подручным кузнеца, а впоследствии открыл переплетную мастерскую.
В 1886г. в Херсоне был издан первый “Сборник
драматических произведений”. Карпенко-Карого, в который вошли драмы “Бондаривна” и
“Кто виноват?” и комедия “Умный и дурак”, а в 1887г. опубликовано “Наймичку”.
Но их почти не покупали, потому что публика не была приучена читать пьесы.
Пьесы, созданные Карпенко-Карым
в течение почти пятнадцати лет, отражают эволюцию явления, которое
видозмінювалось буквально на глазах драматурга - “глитайства”. Его персонажам -
Михаилу Михайловичу (“Бродяга”), Окуню (“Умный и дурак”, 1885), Цокулю
(“Наймичка”, 1885), Мошне (“Сто тысяч”, 1890), Пузиреві (“Хозяин”, 1900) -
присуще не просто увеличение экономических масштабов их деятельности, их
вымогательства, оно еще ярче выявляет их человеческое мелкость, а то и ничтожество,
духовную пустоту. Несколько в стороне их стоит Мартын Боруля, который добивается
дворянского звания. Сатирическое зерно комедии “Мартын Боруля” (1886) связано
уже не со средствами обогащения или присвоение того, что принадлежит другим, а с
стремлением сельской буржуазии к политически-правового равенства с дворянством.
Две последние горькие комедии - “Суета”
(1903) и “Житейское море” (1904; определена автором как “сквозняк”, то есть
продолжение, “Суеты”) - драматург назвал “сценами”, словно признавая принадлежность
к европейской новой драмы. Так, в “Суете” отсутствует главный герой, и пьеса
представляет ряд сцен, призванных характеризовать образ жизни и мышления богатого
крестьянина и его взрослых детей, которые представляют разные социальные слои
общества (хлебороб, учитель, мелкие служащие).
Весной 1887г. И. Карпенкові-Карем было
разрешено вернуться на Украину, но еще до конца 1888г. он находился на хуторе
“Надежда” (теперь заповедник в Кировоградской области) под гласным надзором
полиции (негласный надзор был снят с него 12 марта 1903г.). Получив гражданские
права, Карпенко-Карый присоединился к новой театральной труппы, созданной его братом П.
Саксаганским, в которой
до конца жизни работал активно и напряженно, как артист, режиссер, драматург. В
1897г. он
составляет “Записку к съезду сценических деятелей”, где с болью пишет о бесправном
положение украинского театра, о цензурных и другие правительственные притеснения.
Написано Карпенко-Карым течение
90-х гг. на современную тематику обнаруживает стремление дать народу “пьесы
серьезные, моральные, нравоисправительные, исторические”. С назидательной целью создана
бытовая комедия “Суженой конем не объедешь” (переработка с Еркмана-Шатріана,
1892), в социально-бытовой драме “Папина сказка” (1892) также очевидна
морализаторская тенденция, подчеркнутая вторым ее названием - “Грех и покаяние”.
Определенным дидактизмом обозначена драма “над Днепром” (1897).
На материале исторического прошлого,
осмысление которого, по убеждению И. Карпенко-Карого, призвано обогатить
украинскую драматургию, написано пьесы “Бондаривна” (1884), “Паливода XVIII
века” (1893; подготовительным этапом было создание в 1884г. пьесы “С Ивана господин, а с господина
Иван”), “Чумаки” (1897), “Лихая искра поле сожжет и сама исчезнет” (1896), “Савва
Чалый” (1899), “Гандзя” (1902).
Произведения Карпенко-Карого “Бедствия искра
поле сожжет и сама исчезнет” (1896) и “Гандзя” (1902) были попытками на фольклорном
материале, посвященном древнем прошлом, выйти до философских обобщений
о судьбе Украины и подать их в интересной сценической форме.
Трагедии Карпенко-Карого “Савва
Чалый”, так же созданной на основе народной исторической песни, присущие
глубокий психологизм, точная и убедительная мотивированность действий и поступков героев.
И.
Карпенко-Карый
умер после тяжелой болезни 15 сентября 1907г. в Берлине, куда ездил на лечение;
похоронен на хуторе “Надежда”.
Драматургия И. Карпенко-Карого
своеобразно подытожила почти столетний развитие украинской драматургии,
подняв ее на новый уровень. Поражая тематическим и жанровым богатством, она в
своей целостности представляет собой разнообразную картину жизни Украины в течение
столетий. В художественной разработке исторического или фольклорного материала дальнего
в прошлом достаточно ощутимым является связь с тогдашними жизненными проблемами Произведения
Карпенко-Карого многими своими элементами входят в идейно-эстетический контекст
новой европейской драмы.