Сочинение
ИВАН ФРАНКО
Историческая правда и художественный вымысел в поэме И. Франко "Иван Вишенский"
Историческая правда и художественный вымысел в поэме И. Франко "Иван Вишенский"
В 1990 году. Франко создает одну из лучших своих поэм - "Иван Вишенский". Посвящена Агатангемові Крымском, поэма вошла в сборник "Из дней печали". Про сюжетную канву произведения автор писал в предисловии к отдельному изданию 1911 г.: "Основа поэмы - пещерный жизнь и смерть Вышенского - только в одной частые моя поэтическая функция, ибо о своем пещерный жизни вспоминает Вышенский сам в заголовке своего последнего писания".
Иван Франко много лет изучал деятельность украинского полемиста, его политические взгляды и моральные принципы. В поэме он изобразил последний период жизни Вышенского - время, когда он удалился от мирской суеты и стал монахом-печерником на горе Афон, тогдашнем центре православия, где вскоре умер.
Драматическая коллизия поэмы вырисовывается не сразу, нарастает постепенно. Монахи-схимники отреклись от грешного мира и посвятили себя Богу. Автор с большим художественным мастерством передает драматическую и по сути, и по форме сцену-диалог - прощание игумена со старцем и старца с миром:
Ветер буйно дул от моря, борода его и волосы развевал, и он, прижав крест к себе, быстро исчез. Целую ночь ветер скулил в скалах и занес в пещеру снежно-белые лепестки вишневого цвета. А вечером посланцы с Украины просят святого старца вернуться и принять участие в борьбе с врагами Отечества, поддержать защитников хотя бы своим именем.
И Вышенский ответа не дает, и посланцы с Украины возвращаются домой. Зовет их старец "завернутись", он "по-старому еще любит Украину", "остальное ей жизнь отдаст..." Но уже поздно. Когда солнце протягивает от пещеры к морю свои лучи, старец Иван становится на эту золотую дорогу.
Несмотря на всю художественную, символическую условность изображаемого, в поэме превалирует реальный, конкретно-исторический смысл этих событий. Описывая в десятом разделе посольство к Вышенского с Украины, И. Франко использует действительный исторический факт, когда в 1621 г. представители православной общины, собравшись в городе Луцке, постановили послать к Константинопольскому патриарху прошение, чтобы вернуть с Афона домой "преподобный мужей россов", а между ними Ивана Вышенского. Образы из произведения Вышенского "Послание к епископам" И других. Франко вкраплює в лист, который привезли схимнику земляки с Украины.
После принятого решения "просветление поступило" и на Ивана Вышенского: То, чего он ждал так долго, Обдало его, словно ветерок Языков гармония безгранична,
Райские благовония празднике. И. Франко подчеркивает равнозначность двух частей извечной антиномии "человек - общество", раскрывая социальный и политический смысл человеческой жизни, органично сплетая его с философским пониманием назначения человека.
|
|