Наверное, никто не будет отрицать, что воспитание детей является чрезвычайно важным не только для отдельной семьи, но и для развития общества, нации, для развития всего человечества. С древних времен люди интересовались проблемами педагогики, размышляли над тем, как лучше воспитывать своих отпрысков. Создавались научные труды, новейшие идеи подтверждались или отходили в небытие, менялся мир, исторические эпохи, менялись люди и их потребности, однако это вопрос оставалось острым и насущным.
Григорий Сковорода вызывает у меня настоящее восхищение и безграничное уважение: настолько многогранным был этот человек, столь много важных проблем возбудила, столько прекрасных художественных и философских произведений оставила нам. Не обошел своим вниманием Григорий Сковорода и проблемы воспитания. Он понимал всю ответственность, которую несут родители: ответственность и перед собственным ребенком, и перед всем народом.
Григорий Сковорода утверждал, что каждый ребенок от природы способная, имеет определенные таланты, и задача родителей прежде всего состоит в том, чтобы увидеть и развить эти таланты, не принуждать ребенка к тем занятиям, которые ей не по нраву, но по возможности способствовать развитию ее природных склонностей. Такая простая мысль, но такая важная! К сожалению; даже в современной жизни некоторые родители не понимают этого. Нам известны случаи, когда родители пытаются заставить ребенка стать тем, кем сами хотели стать в детстве, реализовать свои собственные желания за жизнь своих детей. Однако это не дает счастья и гармонии ни детям, ни их родителям.
Сковорода отмечал, что стоит приучать детей к труду. Философ утверждал, что не надо заставлять детей работать или предлагать им тяжелую работу, которая станет только мукой. Мастерство воспитателя в том, чтобы выбрать такие объемы труда и такие задачи, которые бы давали ребенку удовольствие, чтобы маленький человек с детства поняла, что труд - это не неприятная необходимость, а безграничное счастье видеть плоды собственных усилий, результат собственного творчества... Именно поэтому Григорий Сковорода осуждал родителей, которые развращают свое дитя, потому что из такого ребенка не вырастет трудолюбивая, хваткий к работе человек, но человек, который попытается собственную работу и ответственность за свои действия перенести на других. Конечно, это не сделает мир лучше.
Во времена Григория Сковороды и позже также была такая «мода» - приглашать детям иностранных гувернанток. Это было, говоря современным языком, престижно, потому что указывало на статус родителей, обеспеченность семьи и было, в конце концов, просто модно. Но талантливый педагог очень резко высказывался против такого подхода, потому что в погоне за престижем теряется один из главных принципов воспитания (кстати, этот принцип как один из основных принципов воспитания определяли все выдающиеся мыслители и педагоги Средневековья, Возрождения и современности!) - речь идет о принципе народности воспитания. Ведь ребенок будет жить в обществе, она должна быть воспитана в духе народных традиций, народной мудрости и морали, в среде родного языка. Только тогда ребенок будет гармоничной личностью, а общество сделает еще один шаг на пути к справедливости!
Сейчас существует очень много литературы о воспитании: яркие переплеты, «рекламные» лозунги, написанные большими буквами, большие тиражи, но... этажный и бессмысленный подход для дела. Я думаю, что, когда у меня будут дети, я обязательно обращусь не только к современным книгам, но и к мнениям выдающихся философов и мыслителей, и прежде всего - к педагогическому творчеству Григория Сковороды.