Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Педагогические взгляды Г. Сковороды

Наверное, никто не будет отрицать, что воспитание детей является чрезвычайно важным не только для отдельной семьи, но и для развития общества, нации, для развития всего человечества. С древних времен люди интересовались проблемами педагогики, размышляли над тем, как лучше воспитывать своих отпрысков. Создавались научные труды, новейшие идеи подтверждались или отходили в небытие, менялся мир, исторические эпохи, менялись люди и их потребности, однако это вопрос оставалось острым и насущным.
Григорий Сковорода вызывает у меня настоящее восхищение и безграничное уважение: настолько многогранным был этот человек, столь много важных проблем возбудила, столько прекрасных художественных и философских произведений оставила нам. Не обошел своим вниманием Григорий Сковорода и проблемы воспитания. Он понимал всю ответственность, которую несут родители: ответственность и перед собственным ребенком, и перед всем народом.
Григорий Сковорода утверждал, что каждый ребенок от природы способная, имеет определенные таланты, и задача родителей прежде всего состоит в том, чтобы увидеть и развить эти таланты, не принуждать ребенка к тем занятиям, которые ей не по нраву, но по возможности способствовать развитию ее природных склонностей. Такая простая мысль, но такая важная! К сожалению; даже в современной жизни некоторые родители не понимают этого. Нам известны случаи, когда родители пытаются заставить ребенка стать тем, кем сами хотели стать в детстве, реализовать свои собственные желания за жизнь своих детей. Однако это не дает счастья и гармонии ни детям, ни их родителям.
Сковорода отмечал, что стоит приучать детей к труду. Философ утверждал, что не надо заставлять детей работать или предлагать им тяжелую работу, которая станет только мукой. Мастерство воспитателя в том, чтобы выбрать такие объемы труда и такие задачи, которые бы давали ребенку удовольствие, чтобы маленький человек с детства поняла, что труд - это не неприятная необходимость, а безграничное счастье видеть плоды собственных усилий, результат собственного творчества... Именно поэтому Григорий Сковорода осуждал родителей, которые развращают свое дитя, потому что из такого ребенка не вырастет трудолюбивая, хваткий к работе человек, но человек, который попытается собственную работу и ответственность за свои действия перенести на других. Конечно, это не сделает мир лучше.
Во времена Григория Сковороды и позже также была такая «мода» - приглашать детям иностранных гувернанток. Это было, говоря современным языком, престижно, потому что указывало на статус родителей, обеспеченность семьи и было, в конце концов, просто модно. Но талантливый педагог очень резко высказывался против такого подхода, потому что в погоне за престижем теряется один из главных принципов воспитания (кстати, этот принцип как один из основных принципов воспитания определяли все выдающиеся мыслители и педагоги Средневековья, Возрождения и современности!) - речь идет о принципе народности воспитания. Ведь ребенок будет жить в обществе, она должна быть воспитана в духе народных традиций, народной мудрости и морали, в среде родного языка. Только тогда ребенок будет гармоничной личностью, а общество сделает еще один шаг на пути к справедливости!
Сейчас существует очень много литературы о воспитании: яркие переплеты, «рекламные» лозунги, написанные большими буквами, большие тиражи, но... этажный и бессмысленный подход для дела. Я думаю, что, когда у меня будут дети, я обязательно обращусь не только к современным книгам, но и к мнениям выдающихся философов и мыслителей, и прежде всего - к педагогическому творчеству Григория Сковороды.