Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Василий Барка
Апокалиптический мир в 1933 году в романе В. Барки «Желтый князь»

Когда иногда задумываешься, сколько страшных событий пришлось на долю нашего народа на протяжении XX века - аж страшно становится! Репрессии, что выкосили целое поколение талантливых писателей, подавление украинского слова, свободной мысли, общественного движения... Но события 1933 года стали едва ли не самыми трагическими, ибо касались всего народа, это беда не прошло ни одной крестьянской семьи, но это были простые трудящиеся люди, влюбленные в труд, в родную землю, чуткие друг к другу, к соседям и близких. В чем же они были виноваты?!
Страшные события 1933 года нашли свое отражение в произведениях украинской литературы, потому что не могли писатели молчать, им болела судьба украинцев. Конечно, эти произведения запрещались цензурой... И только теперь, после обретения независимости Украиной, они находят своего читателя. Недавно Голодомор 1933 года был признан геноцидом украинского народа. Конечно, невинно погибших такой страшной смертью уже не вернешь, но памятники и мемориальные комплексы, которые создаются сейчас, официальное признание тех событий помогает сохранить в сердцах людей воспоминания, не допустить подобного в будущем.
Произведения Василия Барки, какой тематике они посвящены, отличаются глубиной философского мышления художника и некоторой даже міфологічністю творчества. На самом деле, кроме фактического изображения событий 1933 года, Василий Барка излагает целую философию народного мышления, народного мировосприятия. Я заметил, что подтекстом романа «Желтый князь» есть одна очень интересная мысль. Мир советского террора, мир большевистской власти является апокалиптическим, інверсованим, неестественным. Эта идея глубоко поразила меня и, читая текст романа, я нашел несколько довольно однозначных подтверждений этой мысли.
В сознании крестьян времена Голодомора воспринимаются как картина конца мира, простые люди не верят, что зло, которым внезапно наполнился мир - дело рук таких же людей, как они сами, им кажется, что это влияние темных сил. Красные большевистские флаги воспринимаются как знамена темных сил, Мирон Катранник говорит об этом в сочинении: «Походом на нас рушено, - добавил Мирон Данилович. - Это только кажется, что их флаги красные; они темные». Такие же настроения выражает и крестьянка возле церкви: не понимая, в чем причина и откуда пришла беда, крестьяне видят приближение Антихриста. Об этом же свидетельствует и сон соседки семьи Катранників. Женщине снится, что ее заворачивали в шкуру ящерицы. На самом деле, сам образ Ящура является очень важным, на него следует обратить особое внимание. Ящур - злой языческий бог, этот мифологический образ неоднократно встречается в произведении. Заделки человека в шкуру животного соотносительно с языческим обрядом погребения умершего заворачивали в шкуру животного-тотема. Вводя в текст сон, Василий Барка прибегает к распространенному приему модернистской литературы - символизации отдельных образов. Так, женщина, согласно языческой мифологии, фактически видит свое погребение. Таким образом добавляется еще один слой эмоционального напряжения - крестьяне бессознательно предчувствуют приближение зла, приближение смерти.
Много внимания Василий Барка уделяет цветам в своем романе - красные флаги соотносятся в сознании крестьян с темно-красным цветом, цветом - символом ада, зла, дьявола. Символично и само название романа: Желтый князь - образ обобщенного мирового зла. Желтый - цвет болезни, но одновременно и цвет тепла. Недаром в последнем эпизоде романа восходит солнце - желтое солнце (добро) в конце концов побеждает желтое зло (в образе голода, Желтого князя).
Мне кажется, что роман «Желтый князь» является очень глубоким произведением, открытым к размышлению и интерпретации. Наверное, следует воспринимать его багаторівнево, учитывая и символы и даже некоторую мистичность, что вложено в произведение. Ней, я думаю, автор хотел подчеркнуть парадоксальность описанных событий, бесчеловечное поведение «организаторов» Голодомора 1933 года, напомнить читателям о вечных ценностях, выше преходящих, от жажды власти или материальных состояний...