Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Валерьян Пидмогильный
Степан Радченко - завоеватель города или его жертва? (по роману В. Подмогильного "Город")

Вопрос о судьбе персонажа романа "Город" Степана Радченко довольно неоднозначное. Автор показывает нам путь постепенного карьерного роста героя, который сопровождается неизбежной духовной эволюцией. Радченко обладает непобедимое стремление к новому, другому, высшему, воплощением чего в его сознании становится город. Герой приезжает в город с целью поступить в технический институт, а после его окончания вернуться в село. Но уже с начала он переосмысливает свое отношение к селу, которое становится для Радченко олицетворением всего темного, низкого, забитого, и старается как можно быстрее от него отказаться. Символическим актом на обозначения этого становится сожжение старой одежды. Новой целью Радченко становится завоевание города, которое ассоциируется у него с женщиной. Начинается путь от одной победы к другой. С повышением социального статуса герой меняет женщин, которые становятся знаками его роста: от темной крестьянки Надежды к блестящей, уверенной в себе балерины Рыть. Автор не изображает традиционного для украинской литературе положительного героя, в моральном плане поступки Радченко довольно провокационные. Ведь он оставляет на своем пути брошенных женщин и преданных друзей, а его поведение иногда приобретает животно-примитивных черт, как в эпизоде с Наденькой. Ключом к пониманию проблемы становится эпиграф произведения: "Как можно быть свободным, Евкріте, когда имеешь тело?" Извечная борьба телесного и духовного, низкого и высокого находит свое выражение в образе главного героя романа.
Средством для легкого обретения популярности Радченко выбирает писательство. Оставив институт, в котором он учился с присущей ему тщательностью, герой пытается реализоваться в литературной сфере и начинает писать довольно успешные рассказы. Следовательно, на поверхности - путь побед, восхождение, в котором Радченко оставляет позади все, что для него уже сыграло свою роль: и жилье, и убеждения, и женщин. Такая открытость к изменениям дала возможность Мусіньці, одной из любовниц Радченко, сказать: "У тебя душа - грифельная доска, достаточно провести пальцем, чтобы стереть написанное". Но нельзя говорить о Радченко как о победителе, ведь единственным победителем в романе есть город, который покоряет и меняет человека, которая оказалась в сфере его притяжения. Город для героя постепенно переходит из категории "чужое" в категорию "свое", поэтому проблема завоевания просто исчезает. Радченко изменился, и духовный перелом был подготовлен всем пути наверх. Сосредоточен на себе, эгоистичный, целеустремленный герой начинает понимать, что все люди разные. Это открытие оказалось для него настолько неожиданным, что он осознает невозможность творить. Его произведения кажутся ему мертвыми, ибо "человек исчез давлением от вещей и идей, от нее созданных и для нее предназначенных". Его творчество - это путь "от мальчишеской выходки к душевной язвы". Разочарование в городе, которое выдается Радченко "ошибкой истории", пробуждает в его душе стремление вернуться к первоистокам, к естественности, олицетворением которых является для него Надя. Однако сделать это оказывается невозможным и через объективные (Наденька уже замужем и беременная), и через субъективные причины. Готовность отказаться от прошлого Привела к потере собственного корни. Ощущение духовной пустоты овладевает Радченко. Эта проблема человека "без почвы", которая осознала потерю самоидентичности и духовной основы, является одной из сквозных творении. Герой, изменяясь, остается в одиночестве, на которое обречен каждый человек, который видит дальше других. Однако жертвой города Радченко тоже не становится, потому что наградой ему служит духовное освобождение и возвышение. Можно говорить о рождении в прежнем ограниченном юноше человека и писателя, и поэтому оптимистично звучат последние строки произведения: "И тогда, в тишине лампы над столом он писал свою повесть о людях".