УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
В каких общественно-политических условиях возникла полемическая литература и какими известными личностями она была представлена?
После разрыва христианских церквей началась полемика «греков с римлянами», то есть православных с католиками. B Украине особую остроту она приобрела в середине XVI в. на тех землях, которые находились в составе Польско-Литовского государства (прежде всего галицких и волынских). Украинская православная церковь в то время переживала образовательный и духовный упадок. Главной причиной этого было то, что она, находясь в составе Польско-Литовского государства, оставалась, по сути, без ее поддержки в условиях римо-католического церковного и культурного господства. Итак, послаблювалося и культурной жизни, которое было тесно связано с жизнью церковной. Следует отметить также, что царгородські патриархи вели себя бестактно с украинскими церковными владыками, грубо вмешиваясь в местные отношения, прибегая даже к угрозам и кар. Все это приводило к упадку украинской православной церкви, порождало сомнения у отдельных представителей духовенства относительно ее перспектив.
Католическая церковь и культура находились под опекой государства. Государственным языком был язык латинский, ею пользовались в богослужении, образовании, литературе, государственных учреждениях. Латинский язык облегчала дорогу до европейской культуры и европейских университетов, которые на то время были латиномовними.
Польское государство и католическая церковь в этих условиях начали свое наступление на православный мир. Они прививали католикам высокомерное, пренебрежительное отношение к православных верующих, утверждая о превосходстве католической веры, культуры, моральных норм. И одним из элементов такого наступления, одним из средств борьбы за утверждение своих позиций на украинских землях было слово.
Огромное распространение приобретает проповедническая деятельность представителей католицизма, в частности ордена иезуитов-миссионеров католической церкви и веры. В проповедях, диспутах, религиозно-литературных трактатах они проповедуют мысль об отсутствии в православной церкви дисциплины. о невежество и деморализацию духовенства, то есть об упадке православия. Все это они объясняют последствиями «греческой схизмы», уходом от католицизма.
Самыми влиятельными среди єзуїтсько-католических проповедников были Петр Скарга и Бенедикт Гербест. Первый избрал тон сочувствия, жалости к русинов-украинцев, которые якобы, как люди наивные, простодушные, были заведены лукавыми греками в тупик. Ведь, по его мнению, ни культуры, ни образования на «некультурній славянском языке» быть не может, ибо «только две есть языки, в которых распространена и закреплена во всем мире вера праздники, и без них никто не может овладеть никакой науки, а особенно духовной,- язык греческий и латинский. [...] Только в тех двух языках держится вся наука», а перевести ее на другие языки нельзя хорошо». Следовательно, единственный выход для православных - «покорность перед латинством» и обращение к католическому костелу.
Бенедикт Гербест избрал тон превосходства, высокомерия, не прячась за фальшивым сочувствием или переживанием. С чувством превосходства говорит он о православных украинцев как отпетую общественность в своей польськомовній книге «Выводы веры римской церкви». И хоть эти и подобные
упреки были несправедливы, но некоторые замечания польско-католических миссионеров имели таки зерно правды и побуждали к размышлениям, а то и до шатаний между православием и католицизмом не одного представителя украинского духовенства. И, как правило, людей мыслящих, интеллигентных, тех,
кто имел соответствующую образовательную и культурную базу для того, чтобы думать, сопоставлять и делать выводы, а не бездумно поклоняться навязываемым постулатам. Это были те представители высшего духовенства, которые происходили из влиятельных украинских семей, на которых, по словам М. Грушевского,
«покоились останки силы и значения украинского элемента и те культурные ветви, которых так надо было украинской народности».
Наступление католицизма на украинских землях активизировал гражданскую сознательность части православного духовенства и образованного украинства. Они объединяются, чтобы противостоять католической экспансии. Одной из форм этого объединения были братства, церковно-образовательные организации Братства открывали школы, вели просветительскую работу, направленную на защиту и сохранение православной церкви и украинской культуры. Особой остроты полемика православных с католиками приобрела во время подготовки и провозглашения брестской унии 1596 года.
Потеряв веру в перспективу православной церкви, некоторые украинско-белорусские церковные владыки решили перейти под покровительство римского папы, то есть прибегнуть к унии (объединения, союзы). То был заговор, ибо верующий общественность об этом не знал и своего согласия не давал. в 1595 году депу-таты от православных передали папе текст унии и свою просьбу сохранить в новой униатской церкви православные обряды и гарантировать ей льготы и права. Через год в Бресте собор церковных владык узаконил этот текст, провозгласивший унию. Параллельно с собором церковных владык, согласованным с римским папой, состоялся собор депутатов от константинопольского патриарха, а также представителей общественности, возмущенных сговору. Однако владыки к общей мысли патриаршего собора не прислушались, и уния, как мы уже отметили, была провозглашена. Позиция и одних, и вторых стала предметом обсуждения в полемической литературе.
П. Жалоба как один из идейных натхенників унии издал книгу, в которой отстаивал правомерность униатского собора, мотивируя это тем, что важные дела могут решать лишь владыки, а «мирские люди», то есть представители не только духовенства, но и общества, не имеют права голоса в делах веры. По его мнению, униатский собор для православных был спасением, потому что открыл для них дорогу к просвещения и культуры. Правда, униатский проповедник и писатель-полемист так и не объяснил, имели право владыки, находясь под главенством патриарха, перейти без его согласия под власть римского папы.
На защиту унии стал также Ипатий Потей, выдав анонимный трактат «Оборона согласия с латинским костелом и верой».
Понятно, что православные писатели объединили свои усилия в борьбе против идеологов униатства, освещая слабые стороны их аргументов и защищая свои интересы. В последних годах XVI и особенно в первой половине XVII в. появляются послания, трактаты, диалоги - полемические жанры, авторами которых были Герасим Смотрицкий, Стефан Зизаний, Христофор Филалет, Иван Вышенский. Так, С. Зизаний в одной из своих полемических книг осуждает и произвол католиков на чужих землях, и тех украинских церковных владык, которые в унию «кг'валтом всех за собой тянут. Полемист, что спрятался за вигади им именем X. Филалета, защищая «веру стародавнее гречеську», как Г И. Вышенский, клеймит словом предателей старой отцовской веры прежде всего за то, что они имели в виду не духовные, а материальные выгоды. Образ попираемой, гонимой матери-церкви, которая, по сути, отождествляется с образом родной стороны, становится ведущим в писатель-полемистов конца XVI-первой половины XVII ст.
Полемическая или религиозно-публицистическая литература, показавшись из противостояния православных с католиками, униатами, была литературой гостровикривальною. Она обнажила такой болезненный нерв, как глубокая пропасть в интересах церковных владык (к какой бы иерархии они не принадлежали) и народа. Богословских, теологических аргументов в защиту одной или другой стороны было недостаточно, и такая аргументация была бесперспективной, что и обусловило исчерпанность полемической прозы уже в первой четверти XVII в. Художественных идей, которые 6 стимулировали поиск новых путей для сохранения единства нации и ее духовного роста, полемическая проза, по сути, так и не дала. Однако отдельные ее представители, в частности Г. Смотрицкий и И. Вышенский, способствовали утверждению в литературе новых идей, жанров, выразительных средств.
|
|