Ю. Мушкетик известный нам своими историческими романами, среди которых «Гайдамаки», «Придите, поклонимся» и другие произведения.
Но творческое наследие писателя состоит не только из романов, но и из малых эпических форм - рассказов, повестей. В частности, выделяется среди других произведений рассказ «Суд», в котором судят крестьянку Анну Розсоху за то, что она якобы плохо работает: не отработало необходимое количество «трудодней». Женщина уже не молодая и тяжело больна, но ей не дают статуса нетрудоспособного. Поэтому в сетях социальной несправедливости, личного горя и бюрократических проволочек (относительно справок о состоянии здоровья) запуталась наша героиня.
Я заметил, читая рассказы, что в небольшой объем этого жанра автор перенес частично широкую панорамную эпика своих романов: через несколько страниц мы узнаем все о жизни Анны Развилки, от молодых лет до смерти. Высокая информативная концентрация сочетается автором с глубоким смыслом, важными проблемами общественной несправедливости, давлением и издевательством системы над одним человеком, - в этом произведении давление системы уже даже не идеологический, а бытовой, материальный, но от того не менее болезненный, обидчивый.
Анна Рассоха является неким обобщенным образом всего народа: она добрая, трудолюбивая, имеет развитое чувство прекрасного на уровне любви к народному песенному творчеству, любит свою семью и хочет добра сыновьям и мужу. В страшные времена Голодомора Анна теряет дочь Леночку, на войне погибают муж и двое сыновей, она пытается сама поднимать хозяйство, но у нее отобрано и корову, и поросенка, приобретенное ею на собственные средства, чтобы как-то прокормиться. Ее сын Гриша, который вернулся с войны раненым, любит свою мать, но увлеченный водоворотом городского, другой жизни, обещает забрать ее к себе... А пока Анна Рассоха терпит несправедливости со стороны председателя колхоза Устима Рукавицы и фінагента Иосифа Шила.
Учитывая обобщенность образа Анны возникает уместный вопрос: не является ли суд, изображен в одноименном произведении Ю. Мушкетика, судом не только над одним человеком, но над всем народом? К сожалению, скорее всего, этот вопрос имеет положительный ответ. Юрий Мушкетик в своем рассказе развенчивает миф о «веселое и легкое» жизнь крестьян за системы колхозов. И на самом деле, идея колхозов противоречила самой народном сознании: люди привыкли тяжело работать, понимая, что работают они для себя и для своих детей, что от их труда и только от нее будет зависеть их будущее, их состояние. Однако государство вмешивается и здесь. Забываются не только элементарные закономерности логики: право на собственность, на создание своего хозяйства для себя и своими руками, но забываются, - что, наверное, еще хуже - морально-этические нормы. Закованные догмами инструкций и «не положено», сельские бюрократы пытаются судить женщину за то, что подорвано ее здоровье и она не может (физически не может) работать столько, сколько требует от него государство. Но ведь здоровье Анны Развилки становится подорванным не только за возраст, но и через заявление председателя колхоза, что сын Анны Грицко (единственный из ее детей, что остался живым) - иностранный шпион и «враг». Григорий объясняет матери, что он просто похвалил книгу писателя, которого принято было травить и осуждать, но старая женщина воспринимает все по-своему, она поражена несправедливыми слухам, откровенной ложью, оскорбленная и обиженная.
Суд заканчивается тем, что Анну Розсоху приговаривают к принудительным работам. Выйдя из зала суда, она заходит купить себе воды и видит тех самых Рукавицу и Шила, которые пьют и смеются. Полна горя и обиды женщина теряет сознание и умирает... Так трагично заканчивается жизнь Анны Развилки, простой крестьянки, которая вобрала в своем характере лучшие черты народной души.
Наряду с историческими произведениями рассказы Ю. Мушкетика выдаются читателю не менее глубокими тематически, не менее ценными художественно. На самом деле, период СССР также является отдельной страницей истории, которая, к счастью, уже перевернута, однако мы должны помнить не только о героическом в нашей истории, но и о сложных ее времена, чтобы повторить подвиги своих славных предков и не допустить их ошибок.