Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

УЛАС САМЧУК
Образ Марии в одноименном романе Уласа Самчука

Равная по духу Марусе Богуславке
или Роксолане, только судьба ей
выпала обычная, будничная и сложная.
/ О. Слоневская /
Жизненных коллизий и трудностей, которые выпали на долю долго неизвестного нам украинского художника из диаспоры Уласа Самчука, хватило бы, пожалуй, не на один десяток жизней. Не суждено ему стать писателем на родной украинской земле. Далеко от Украины расцвела героически-трагическая, жизненно-реалистичная, правдивая художественная проза писателя.
Слишком остро воспринимал Улас Самчук все исторические события, которые переживала Украина, его родная сторона, в XIX-XX веках: именно в это время в центре Европы на глазах всего мира уничтожался великий народ! Прилагались всяческие усилия и изобретательность, чтобы убить в зародыше именно желание людей быть украинцами. Именно эти обстоятельства поставили перед "кусливим" художником Самчуком вопрос: почему так произошло, что же происходит с Украиной? Молчать писатель не мог. Поэтому все свои мысли, мучительные, выстраданные, вылил в "найсенсаційнім из всех произведений" романе-хронике "Мария", написанном в Праге в 1933 году. В следующем году произведение было напечатано во Львове. В течение 30-х-80-х годов неоднократно переиздавался в США, Аргентине, Канаде, во время войны - в Украине, в Ровно. в 1991 году роман напечатали в Киеве.
Толчком к написанию романа стал голодомор в Украине 32-33-го годов, но изобразил писатель горькую историю жизни Украины через жизненную трагедию героев романа на протяжении нескольких десятков лет, потому что такова его творческая манера - показывать человека в историческом времени.
Мария - главная героиня романа. Описывая его нелегкую сиротскую жизнь, Улас Самчук наводит нас на мысль, что подобной Марииной судьбы была история Украины конца XIX - начала XX века, которая после поражений прошлых веков осталась сиротой, бедной вдовой на обочине мировой истории. Однако ценой невероятных усилий сумела выстоять, в начале XX века даже окрепнуть, надеясь на лучшее. Когда читаешь произведение о судьбе женщины-страдалицы, то кажется, что уже что-то подобное приходилось слышать ранее. Это действительно так, потому наснажений этот образ фольклорными мотивами: раннее сиротство, детство в наймах, первая девичья любовь, разлука с милым, вынужденное бракосочетания с нелюбимым, немного семейного счастья с любимым. Все сложилось именно так в жизни Марии. И это только, как говорится, канва. А вышиванка жизненной судьбы Ма-ріїною значительно строкатіша. "Предвестники беды" раз в раз врываются в ее судьбе..."
Попробуем и мы вместе с Марией на протяжении всех двадцати шести тысяч двухсот пятидесяти восьми дней пережить, перестрадать, пересміятись i выплакаться. Марией от рождения и до старости автор называет героиню. И это символично. Начало ее жизни был роскошным. Мария-младенец - "живая репетлива действительность", она розкошувала: "Не раз проснется от сна, напьется из материнского лона пахучего напитка и наполняется радостью... Лепечет, поднимает до самого носа ноженята, упорно пацає ними, растопыривает едва заметны пальчики, упорно ловит что-то назойливое перед глазами". С этим присущим настоящему борцу за существование искренним рвением Мария пройдет весь отведенный ему судьбой путь. И вот первое бедствие, которое долго не могла понять Мария, Она - сирота. Начались скитания маленькой героини: жизнь в убогой тетушкиной семье еще пятеро крикливых ртов", что "хотят сами обязательно ежедневно кушать". Больнее всего девочке не то, что ходит в грязной полотняной сорочині, вечно голодная, что каждый может обидеть ее, а то, что Мария сознательно понимает, что она сирота - i в ответ своему обидчику она не может сказать, как другие: "Жди, жди! Как скажу маме - увидишь!.." А она и не говорит этих слов, а "пойдет над реку, порюмсає и снова хорошо".
Время течет и с неухоженной, циганкуватої, с "большим набубнявілим животиком" девушки выросла красавица, за которой ухлестывали парни со всех окрестностей, а впоследствии мы видим Марию-мать. Героиня Самчуком обожествленная, он пытается представить ее жизнь в четком хронологическом порядке день за днем, год за годом "в художественном стиле художественной агиографии". Вот мы видим, как Мария-мать кормит младенца: "Голова ее наклонена направо, глаза спущены и закрытые длинными веками, а губы сжаты в легкую и прозрачную улыбку". И этим библейским мотивом писатель с первых страниц романа мотивирует "житийный", а потому и трагический характер образа: дни ее сочтены, "имя ей Мария". Она запрограммирована на нелегкую судьбу еще и тем, что родилась в мире, где идет извечная борьба добра со злом. Уже рисуя портрет маленькой Марии, автор говорит: "У нее лоб, а за ним хранятся почка ума, которая вот-вот разовьется, расцветет и познает добро и зло". А героиня стремится к счастью. Для Марии это - радость детства (когда есть любящие отец и мать), взаимная любовь, семейное счастье (жизнь с любимым мужчиной), радость материнства, достаток, труд на своей земле. Но почему-то все Марииные мечты о счастье в действительности мгновенные. Семейные трагедии обусловлены ужасным временем. Умирают родители, дети от первого брака, от голода в немецком плену погибает сын Демко, деморализуется недоформована расхристанная душа Максима... Суждено Марии выпить свою чашу сполна: спізнала она настоящего счастья, понесла и тяжелой скорби; и чем больше было счастье, тем больше и страшнее была катастрофа. Ее жизненный путь - судьба всей Украины. Марии род, как и большинство украинцев, встретили революцию неподготовленными. А самое большое горе матери - быть свидетелем, как гибнут дети, угасает весь род: на Соловках - младший сын Лаврентий, зять Архип, в селе от голода дочь Надежда, внучка Христуся, последней - сама героиня...
Трагический финал наталкивает на размышления. Все время, от раннего сиротского детства и вплоть до революции, мы постоянно чувствуем, что в какие бы трудные ситуации не попадали герои произведения, все равно не оказывались в безнадежных ситуациях: мол, все обойдется, ведь главное - жизнь продолжается. А чем же принципиально отличается большевистская власть от всех других? Она такой надежды не оставляла никому. Болезненно это воспринимать умом, но подтверждением этому является роман Уласа Самчука "Мария" и, конечно, жизни. Развязка произведения трагическая - умирает женщина-мать, продолжательница рода, который уничтожен социальными катаклизмами. Писатель верил в то, что Украина и украинцы еще возродятся, заживут счастливо, поэтому и финал романа жизнеутверждающий. Мария видит солнце, а Игнат (ее первый муж) видит, как "воскресают мертвые из гробов, встают из гроба люди, далекие, забытые, разбросаны по всей земле. Встают и поют радостные песни. Игнат целует старческую руку своей бывшей жены-красавицы: "Целую руку матери. Целую большую святость. Целую труд! Мария! Мария!"
Так оценивает автор судьбе женщины, которая мужественно прошла через все испытания и, приблизившись к библейских героинь, возвысилось до символа Украины.