Символ (греч. symbolon - условный знак, намек) - предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определенного явления (лотос - С. божества в индейцев, хлеб-соль - С. гостеприимства в украинцев, голубой цвет - С. надежды и др.), имеет философскую смысловую наполненность, поэтому не тождественен знаку. С. тесно связан с наукой, мифом, верой, поэзией но не сводится к ним, тяготеет к определенному обобщения, в отличие от аллегории, что проявляется в конкретном образе. С. предстает процессом активного преобразования внутреннего на внешнее и, наоборот, различие внутреннего и внешнего. Поэтому С. не совпадает по своему значению с любым тропом. Когда метафора, скажем, выполняет характеризаційну функцию, не ведая семантических ограничений, сосредотачиваясь в образной оболочке, то С. существует в бесконечно означальній роли, тяготея к общей идеи, стремясь расширения ее содержания, а не полного определения. Поэтому метафора предопределяется собственно художественными факторами, в отличие от С, что базируется на позахудожніх, прежде всего философских потребностях эзотерического знания. С. исполнится Писание. С. занимал центральное место в творчестве Григория Сковороды, всегда был имеющийся в украинской литературе, но не в смысле тропа, а универсальной категории познания духовного естества:
Ты неподкупная: несут виссон,
или сундук скарбну! ты судья;
и птичка на руке - с высот,
о белый трон оповіда.
Языков к присяге, ты откровенная,
и выпрямленная, словно в стремена;
исчезает тень, лукавство промина,
когда - сердечности бессмертие,
когда выветривают на голоснім
и голубом сиянии-шпаді
весенние силы, присущие всем,
и хилости, что листопадные.
Языков голос квиту, голос непорочен,
сердца встречает! в отчаянии не тонет,
и крестиком из-под белой рубашки
из груди просвечивается солнце (В.Барка).
С как намек на трансцендентную истину, на путь предосторожность в первосущностью лежит в основе эстетической концепции символизма.
|
|