Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Символ (греч. symbolon - условный знак, намек) - предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определенного явления (лотос - С. божества в индейцев, хлеб-соль - С. гостеприимства в украинцев, голубой цвет - С. надежды и др.), имеет философскую смысловую наполненность, поэтому не тождественен знаку. С. тесно связан с наукой, мифом, верой, поэзией но не сводится к ним, тяготеет к определенному обобщения, в отличие от аллегории, что проявляется в конкретном образе. С. предстает процессом активного преобразования внутреннего на внешнее и, наоборот, различие внутреннего и внешнего. Поэтому С. не совпадает по своему значению с любым тропом. Когда метафора, скажем, выполняет характеризаційну функцию, не ведая семантических ограничений, сосредотачиваясь в образной оболочке, то С. существует в бесконечно означальній роли, тяготея к общей идеи, стремясь расширения ее содержания, а не полного определения. Поэтому метафора предопределяется собственно художественными факторами, в отличие от С, что базируется на позахудожніх, прежде всего философских потребностях эзотерического знания. С. исполнится Писание. С. занимал центральное место в творчестве Григория Сковороды, всегда был имеющийся в украинской литературе, но не в смысле тропа, а универсальной категории познания духовного естества:

Ты неподкупная: несут виссон,

или сундук скарбну! ты судья;

и птичка на руке - с высот,

о белый трон оповіда.

Языков к присяге, ты откровенная,

и выпрямленная, словно в стремена;

исчезает тень, лукавство промина,

когда - сердечности бессмертие,

когда выветривают на голоснім

и голубом сиянии-шпаді

весенние силы, присущие всем,

и хилости, что листопадные.

Языков голос квиту, голос непорочен,

сердца встречает! в отчаянии не тонет,

и крестиком из-под белой рубашки

из груди просвечивается солнце (В.Барка).

С как намек на трансцендентную истину, на путь предосторожность в первосущностью лежит в основе эстетической концепции символизма.