Сочинение
ИВАН ФРАНКО
ПОЭМА «МОИСЕЙ» - ВЕРШИНА ТВОРЧЕСТВА И. ФРАНКО
Слова любви к своему народу И. Франко едва ли не лучше всего выразил в своей поэме «Моисей», которую считают высшим достижением творчества поэта:
Народ мой, замученный, разбитый,
Как паралитик тот на роздорожье.
Человеческим презрением, будто покрытый струпом!
Будущим твоим встревожена душа.
Родился И. Франко 1856 г. в семье сельского кузнеца на Дрогобиччини. Учиться начал с шести лет. После двухлетнего обучения в начальной школе поступил в гимназию (г. Дрогобыч), после окончания которой в 1875 г. начинает обучение на философском отделении Львовского университета. Писать стихи начал еще в гимназии. Первые из них были напечатаны в журнале «Друг». Активная общественная позиция И. Франко проявилась в студенческие годы. Вместе с редакцией журнала «Друг» И. Франко арестовывают 1877 г. по обвинению в принадлежности к тайному социалистического общества. Просидел в тюрьме почти восемь месяцев. Именно здесь были написаны стихотворения «Товарищам из тюрьмы», «Каменщики».
Выйдя на свободу, И. Франко принимает участие в издании журнала «Громадський друг», а после его запрета продолжает издание под другими названиями - «Дзвін», «Молот».
1880 г. И. Франко имеет намерения переехать жить в село, но в дороге его снова арестовывают и после трехмесячного заключения отправляют в Нагуевичи под надзор полиции.
В журнале «Мир», который выходит в Львове (1881 - 1882) и одним из редакторов которого был И. Франко, печатается его повесть «Борислав смеется». С середины 90-х годов Франко издает журнал «Жизнь и слово», а с 1898 г. - «Литературно-научный вестник».
1905 г. написано поэму «Моисей». Именно тогда И. Франко избирают членом Пражской Академии наук, а в 1906 г. Ученый Совет Харьковского университета присваивает ему звание доктора русской словесности.
Образ библейского пророка Моисея появляется в творчестве И. Франко не случайно. В сознании поэта мотив пророческой самоотречения созрел давно. Об этом свидетельствуют сборники его стихов «З вершин и низин», «Мой измарагд» и др. Интересными являются воспоминания Анны Франкс Ключко, дочери поэта, которая, вспоминая о поездке отца в Италии, писала: «Необычайное впечатление на папу сделала там известная статуя Моисея. Он долго всматривался в ту гордую фигуру, в это умное суровое лицо, высокое, вдохновенное чело под кудрями волос, которые, словно два рога, торчащие вверх, - это был проводник народа, порабощенного египетскими обладателями. Он вывел еврейский народ из рабства и 40 лет бродил с ним по пустыне, учил и наказывал, и довел его до границы обетованной земли; народ в эту землю вошел и не вошел в нее его вождь. Эта история величественного мужа впилась папе в душу и она инспирировала его к написанию величественного произведения «Моисей». Папа из поездки привез альбомы с рисунками выдающихся художников и другие достопримечательности, а также образ из статуи Моисея. Этот образ сейчас же повесил у себя в спальне над кроватью».
М. Коцюбинский, посетив И. Франко уже во время работы над поэмой, вспоминал: «В своей убогой хижине сидел он за столом босой и плел рыбацкие сети, как бедный апостол. Плел сити и писал поэму "Моисей" ».
А вот что писал сам И. Франко в предисловии к одному из изданий своего произведения: «Основной темой поэмы я сделал смерть Моисея как пророка, не признанного своим народом. Сия поэма в такой форме не библейская, а моя собственная, хоть и основанная на біблійнім рассказе».
А после выхода поэмы долго будут сравнивать Франко с его героем, отдавая тем самым дань уважения «лучшему сыну Украины, неустрашимому борцу и светлом своему проводнику, который, как Моисей 40 лет вел свой народ через пустыню тогдашней безыдейности и тьмы... «сорок лет, как кузнец, клепал сердца и совести» своих братьев, когда не поняли, чем они есть и куда им идти»... (Северина Хабаровска, из книги «Воспоминания об Иване Франко»).
Итак, очевидно, что Моисей, как проводник народа, борец за свободу и сохранение высоких духовных ценностей нации, был для Франка психологически близким, а библейская тема осмислювалась и відтворювалась поэтом на национальной почве, с учетом особенностей истории и психологии родного народа.
Поэт проводит своего героя теми путями сомнений и надежд, борьбы с собой и окружающим миром, которые в поисках истины прошел сам.
По жанру «Моисей» - лиро-эпическая философская поэма. Именно глубоким философским смыслом она наводит на размышления о месте отдельно взятого человека в жизни, о роли каждого народа в истории мировой культуры.
Библейская основа поэмы связана с легендой о пророке Моисее, который сорок лет, несмотря на трудности и преодолевая всевозможные препятствия, муки и страдания, вел еврейский народ к земле обетованной. Хотя и с немалыми трудностями, но Моисею удавалось в течение этого времени поддерживать в народе энтузиазм в поисках этой земли. Но люди так долго шли, устали верить и ждать, часто обманутые в своих надеждах. Они охладели и стали ленивыми. Удовлетворение сиюминутных потребностей для них становится жаданішим, чем осуществление мечты о свободе, что требует тяжелой, продолжительной труда и терпения.
Подстрекаемые Датаном и Авіроном, люди перестают верить пророку, упрекая его за свою нищенскую существования. Слова Моисея о том, что обетованный край около (они уже тогда приблизились к заветной Палестины), не находит отклика среди израильтян:
Те слова об обещанном край
Для их слуха - это сказка;
Мясо стад их, и масло, и сыр -
Се найвищая пожалуйста.
Моисей понимает, что в народе говорит рабская психология, потому что за долгие годы неволи его народ потерял чувство ответственности и национального достоинства. Пророк не выполняет требований Иеговы уничтожить всех евреев с рабскими убеждениями. Он терпеливо сносит все оскорбления, оставаясь верным взятому на себя долгу.
Моисеев намерен вывести людей из пустыни к земле обетованной Датан называет «безумием». Моисей не выдвигает никаких аргументов, чтобы убедить людей в последовательности своих действий, в верности избранного пути. Он только говорит о том, что его действия - это «Божий приказ». Но люди уже не слушают пророка. Слова Дафана кажутся им более убедительными, ибо они непосредственно отвечают их сегодняшним потребностям о «мясо стад их, и масло, и сыр». Поэтому наступает момент, когда слова пророка разбиваются о глухую стену непонимания:
И на зов его в поход:
«Наши лошади не углу».
На обещания славы и побід:
«Там войовники ярости».
На прелести новой земли:
«Нам и здесь неплохо».
А на память о Божий приказ:
«Замолчи, ты, помано!»
И в конце концов Моисея под свист знавіснілої толпы прогоняют в пустыню. Страдая в изгнании, Моисей пытается разобраться в своих ошибках, найти ответ на наболевшие вопросы своей совести. Он выходит на разговор с Богом. Но молитва не помогает пророку, не дает утешения роз'ятреній души. Под влиянием «темного демона пустыни Азазеля, на какое-то время, разуверившись в правоте своей священной дела, в слове Божьем и вишій миссии Израиля, Моисей был наказан Иеговой:
А что ты усумнивсь на момент по воле моей.
То, увидев сию отечество, сам не вступишь в нее.
Здесь и кости твои зотліють
На образец и для страха
Всем, что рвутся весь возраст до цели
И умирают на пути!
Только после смерти Моисея люди поняли истинность его действий. Чтобы продолжить путь, указанный пророком, они выбирают себе нового вождя из народа - конюха Егошуа - и вскоре достигают обещанного пророком земли.
Трагизм образа Моисея в том, что он умирает накануне достижения цели, почти дойдя до «пречудної долины», но не ступив на нее.
Видимо, такая судьба пророка, как ее понимал И. Франко и которую имел сам. Всю жизнь он болел за свой обездоленный народ. Сорок лет, как Моисей, был предводителем его, мечтая о счастливом будущем, так и не ^дождавшись его. И так же горячо любил поэт свою землю, свой народ:
О Израиль! Если бы ты знал.
Чего в сердце том полно!
Если бы знал, как люблю я тебя!
Как люблю несказанно!
Ты мой род, ты мой ребенок,
Ты вся честь моя и слава,
В тебе мой дух, мое будуще,
И красота и государство
.....................................
Я люблю тебя сильнее, полнее,
Чем сам бог наш Иегова.
Последние слова Моисея, обращенные к народу, - это страстный монолог пророка, не принятый своим народом, в жертву которому он принес свою жизнь. Здесь, как и в прологе к поэме, ощущается не только боль поэта, но и его надежда, вера в будущее Украины, ее государственность. И ради этого не жалко ему ничего, чем было пожертвовано во имя этих святых идеалов - будущей свободы и счастливой жизни народа.
Смерть Моисея вернула его народу утраченный идеал. С легковірного толпы он становится народом, единственным в своем стремлении - свобода родного края, завещанная предками.
И Франко, обращаясь к библейской темы о Моисее, как будто призывает украинский народ тоже быть единственным в этой священной борьбе, предрекая ему победу.
|
|