Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
Идея государственности Украины в романе П. Кулиша "Черная рада"
Пантелеймон Кулиш принадлежит к числу тех деятелей, которые, будучи многосторонне одаренными, сделали большой вклад в развитие украинской культуры, литературы, искусства, науки. Автор поэтических сборников и значительного количества прозаических произведений, самым ярким среди которых является роман "Черная рада" - первый в украинской литературе исторический роман. Ведущей темой творчества писателя была тема социальной и национальной судьбы украинского народа, его языка и культуры, то есть так называемая "украинская идея".
В основу произведения положены подлинные исторические события. Он основывается на событиях так называемой Руины, суток после смерти Б. Хмельницкого, когда Украину раздирали различные социальные пристрастия и политические ориентации, что и привели к "Черной рады" 1663 года.
В произведении автор показывает казацкую старшину, которая выступает воплощением государственной мудрости, патриотизма, исторической справедливости. В образе наказного гетмана и его сторонников и единомышленников писатель высказывает свои взгляды на историческое прошлое Украины, на отношения между казацкой старшиной и массой, мещанами и крестьянами. Исключительно положительным образом является образ Хмельницкого, он выдающийся народный вождь, который пытался объединить все в одно государство, в единую, сильную, непобедимую, А вот запорожские казаки, собирательный образ Запорожья имеют у Кулиша неоднозначную трактовку . С одной стороны, "на Запорожье воля никогда не умирала", там равенство почиталась, а потому "Запорожье первое было гнездом казацкого рыцарства, а теперь выводит только хищных волков и лисиц", "запорожцы"вражьи сыны", "проклятые сиромахи", "разбойники", которые, "чтобы не делать дела на хозяйстве", шли на Запорожье, чтобы п"янствувати, а не лицаювати".
А потому, как видно, из всего содержания романа, П. Кулиш считает, что стихия запорожской вольницы не может послужить встановення украинской государственности. Неоднозначность народа, как и казачества, трезво заставляет нас задуматься (кстати, таким же неоднозначным предстает собирательный образ гайдамаков в одноименной поэме Т Шевченко). М. Костомаров писал, что "Черная Рада" в одинаковой степени отмечает "и могущество и слабость духовной жизни народа". И такое замечание справедливое. Оно побуждает к размышлениям над тем, почему народ с извечным стремлением к свободе, национальной независимости лишь на очень короткое время все то имел. Возможно виноваты в том не только "зліїї вороженьки", но и такие черты народного естества, которых стоило бы избавиться?
Ища ответ на вопрос, какая общественная сила сможет стать образом политической свободы и гражданского мира в Украине, П. Кулиш обращает свой взгляд к казацкой старшины. Но несмотря на все свои симпатии, писатель-реалист, правдиво изображает ненасытную жажду обогащения, борьбу за гетманскую булаву, шляхетскую-старшинскую верхушку, как слой порождает новое панство, представителем которого в романе предстает Гвинтовка. Поэтому "Черная рада" заканчивается авторскими установками жить христианскими добродетелями, очищать свою душу от скверны и земных грехов, искать гармонию в себе, ибо все остальное-тщеславное, суетное. И если мы хотим победить нам надо быть вместе, быть всем за одно. Тогда никакая сила не одолеет нас.
|
|