Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

С УКРАИНСКОЙ ПРОЗЫ
Владимир Дрозд
Белый конь Шептало

Шел пароду и тащил позади себя кнут, потом лихо стрельнул ним, сказав дяде Степану, что ему нужен конь для привода. Шептало съежился от звука кнута, дернулся вместе с другими лошадьми в закоулок и брезгливо подобрал губы, потому что ненавидел табун, гурт и изгороди. Сначала бригадные лошади смеялись с него, потом сами стали его обходить.

Неприятная, знакомая вялость - предсказательница всяких огорчений - закралась в грудь коню. Конечно, возьмут его, хотя завтра выходной и хотелось отдохнуть 6. С конюхом в Шептала особые отношения: тот его не бьет, не посылает на тяжелую работу, потому что он - белый конь, а попал в бригадное свалка за злой случай.

И все-таки выбор пал на Шептала, который считал унизительным для себя целый день ходить по кругу или в упряжи по улицам праздничного города (пусть стыдно будет людям, которые обуздали его, белого коня!).

Шептало искал оправдания конюхові - значит, он не мог иначе поступить. Еще когда его, молодого и гордого, приучали к упряжи, гоняли до седьмого пота, до кровавых рубцов, он понял, что люди рано или поздно сломят его, поэтому лучше притвориться покорным. Он не понимал некоторых лошадей, которые на каждом шагу пытались перечить, огрызаться, ведь этим ничего не добьешься, кроме кнута.

Шептало идет чуть сзади и воображает, что его не гонят на водопой, а он гонит и табун, и конюха вместе с ними. Он поднимает голову и ласково, призывно ржет. Но его тут же настигает Степанов кнут и ругань. Обида была такая неожиданная, такая болезненная, что Шептала охватило отчаяние. Он увидел свое подневольное, унизительное положение без украшений.

Запах трав на косогоре напомнил Шепталові детство, как он бежал за матерью жеребенком-стригунцем, как мать рассказывала ему о его дедов-прадедов - гордых белых лошадей, что гарцевали в цирке.

Шептало даже не стал пить воду, хотя очень хотел, и конюх это заметил, обругал его снова и сказал підпаскові взнуздать. Лошадь вдруг остро почувствовал свою неволю. И когда мальчишка ударил его кнутовищем, он дернулся, вырвал повод, поднялся на задние ноги, потом опустился и помчался в луговую синь. Теперь он был настоящим белым конем, отважным и отчаянным, как его далекие предки.

Шептало легко и свободно бег. Не было ни хомута, ни голобель, никто его не дергал. Он катался в траве, плавал в реке, пил чистую воду. Начинался дождь, небо перерезала молния, и вдруг Шептало увидел в воде себя - прекрасного белого коня. Это его расстроило: в течение всей жизни в конюшне он обманывал себя, потому что давно «же был не белым, а грязновато-серым, пепельным конем, вот почему Степан и осмелился хльоскати его кнутом. Шепталові вдруг захотелось услышать голос конюха. Пусть он бывает иногда злым, но [при службе, да еще с такими лошадьми, как у них, с кем не бывает. Шептило побежал к конюшне и, вспомнив, что он до сих пор белый, викачався в луже. Зачем выделяться? Никому и ничего этим не докажешь. Лучше прикинуться сереньким и покірненьким. Сегодняшнее перешумить, с конюхом они найдут общий язык, не зря же белым лошадям дан разум.

Шептало подбежал к запертой ограде, сунул голову между жердей и задремал.



Комментарий

Образ белого коня Шептала - аллегорический. Он олицетворяет яркую человеческую личность, которая под влиянием повседневной жизни теряет свою индивидуальность, теряет лучшие черты своего характера, приспосабливается, начинает действовать, «как все». Лишь на мгновение вырвавшись из неволи, конь почувствовал себя счастливым, но потом все же пришел к выводу, что лучше быть покорным и послушным под защитой более сильного, оказывать предпочтение реальности, а не мечты. Рассказ имеет глубокий философский подтекст, поднимает важные проблемы человека в обществе, ее обезличивание, свободы и неволи, личности и толпы, действительности и мечты.