Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Морально-этические проблемы романа Л. Костенко «Маруся Чурай»

Роман Лины Костенко «Маруся Чурай» кажется мне не самым большим литературным свершениям поэтессы. Он очень богат проблематикой, и то такой, что до сих пор не потеряла своей актуальности ни для Украины, ни для украинцев, ни для человечества в целом.
Это произведение - история о любви и предательстве. А еще - о тленное и нетленное, о благородное и низменное, о певца и его народ. И в конце о судьбе Украины, «не зачатого» в слове и действии, собственно, о ее судьбе, и о том, беда или вина в этом ее народа. Лучше понять эти проблемы позволяет четкое противопоставление некоторых персонажей.
«Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці...» - то только запев до глубоких размышлений о том, почему так горько сложились судьбы двух влюбленных. Ведь видим, что Чураивна полюбила своего Грица не за «лицо белое, черный ус». Они были детьми одной полтавской земли, они росли вместе, в то время как их родители кривавилися в бесконечных освободительных битвах, оставляя матерей с детьми ждать и надеяться. Маруся видела своего суженого глазами Любви, то есть видела в нем то, что х о т и л а видеть: рыцаря, который защитит свой отверженный род и даст ему достойное продолжение. Такого нельзя не любить верно, страстно, до умопомрачения. Таким, достойным легенды или песни, была любовь ее родителей: «Свела их судьба, словно в награду, за то что имели незглибимі души». Поэтому Маруся старалась любить именно так и именно такого, как ее гордый папа: мужественного, благородного, верного. Сердце долго не желало почувствовать, что «он Бобренко - он же не Чурай», и не верило материнском откровению Чураїхи: «Наш отец из тех, которые умирают первые. А Григорий Бобренко - из тех, что хотят жить».
Но в романе нет ничего случайного. Грицеве было в кого удаться, как, впрочем, и его новой избранницы - Гали Вишняківні. Яблочки и на этот раз упали недалеко от яблонь. И уже, без сомнения, были «выращены». Грицеве жизненные идеалы неутомимо підправляла мать, Бобренчиха, задорная воительница «за курицу, за корову, за границу». Галя же была достойной дочерью отца, Вишня-ка:
 
Кто - за Богдана, кто за короля,
А он - за тех, которыи не против.
Как он умеет красиво говорит!
Какие у него займища и луки.
Вся Украина пламенем горит!
Он и на этом тоже нагреет руки.
 
Ничего удивительного, что молодая Вишняківна удалась лакомой средствам и «глухой к песне». Гриша и не успел опомниться, как мамина наука довела его до Галиних повозок и перин. Но душа его развалилась между высоким и низким, между дочерьми Чурая и Вишняка. Каким-то настоящим, хорошим чутьем он понимал, что Марусина любовь, как и ее необычный песенный дар - от Бога. И что именно в этой удивительной девушке его счастье. Но «неровня душ - это хуже, чем имущества». И Гриша так и не смог сравниться душой к славному Чураївсько-го рода. Его измена спалила жизни не только Маруси, но и ему самому. Она же, осуждена к смертной казни, однако «и в страдании хорошая», так и не сказала на суде, что палачом своим Бобренко был сам, что это он по собственной воле запил ядом свое змарноване жизни. Речь же не о том, что плохо иметь достаток, а о том, что им не заплатишь за предательство. И об этом говорит на суде бывалый сечевик, который знает цену чести и достоинства: «Что же это получается: изменить в жизни государство - преступление, а человека - можно?». От одной измены рукой подать до второй, может, еще более страшной, которой в казацком лагере уже точно не подарили бы.
Но ведь Украина - это не только Вишняки и Бобренки, не только пугливые «гласные» и шумные «притворе». Это еще и те, кто понимает, что приговорена к казни «на горло» Маруся - «это наш голос, это песня, это душа»:
 
Когда в поход выходила батава, -
Ее песнями плакала Полтава.
Что нам было нужно на войне?
Сабли, знамена и ее песни.
Победы наши, муки и руины
Бессмертные будут в ее словах.
Она же была как голос Украины,
Клокотавший в наших корогвах!
 
И именно поэтому мудрый Яков Шибилист и воспалительный на удачу Лесько Черкес отчаянно защищают Чураивну от судилища.
И именно поэтому Иван Остряница мчится, загоняя коня, до Хмельницкого, чтобы спасти не только свою единственную в жизни любовь, но и несравненную певицу родного народа.
И именно поэтому Богдан Хмельницкий, уставший от боев и бессонница, сразу принимает посланника Полтавы и, не мешкая, отправляет его обратно с гетманским универсалом об отмене смертного приговора.
Благословенны те, кто понимал тогда и понимает теперь, что высокая душа этой девушки-легенды, ее песенный дар, уже сами по себе не уязвимы к смерти физической, ушли в бессмертие. И что только такие нетленные сокровища духа берегут на земле людей и народы.