Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Уродливое - одна из эстетических категорий, которая обозначает ту грань эстетического освоения мира, порожденная восприятием предметов, явлений объективной действительности, общественных событий, * поступков людей и не отвечает эстетическому идеалу человека, имеет отрицательное значение для него, общества в целом. П. - антипод прекрасного и величественного. Приметам П. явлений является дисгармонійність, аритмічність, несовершенство структурной организации, деформируемость, низкий художественный уровень произведений, а естественной реакцией человека на них есть чувство недовольства, антипатии, даже отвращения. П. имеет конкретно-историческую, национальную, индивидуально-вкусовую предопределенность, поэтому оно в жизни и в художественной литературе не тождественно, часто переосмысливается, изменяя свою эстетическую валентность: то, что при одних условиях считается прекрасным, становится П.; одни и те же явления разными людьми под влиянием их мировоззрения оцениваются то как П., то как прекрасное. Конечно, надо отличать П. явления по их сущностью или вследствие переиначивание в временипространстве (скажем, прекрасный человек деградирует, становится алкоголиком, садистом, преступником) и тенденциозное искажение сквозь призму ложной идеологии тех людей и событий, которые таковыми не были. (М. Грушевский и В: Винниченко в политических романах Ю. Смолича, А митрополиты. Шептицкий и. Слепой в памфлетах Я. Галана, Ю. Мельничука и др.)В таких произведениях писатели, творя свой художественный мир, подают свое видение, понимание П., но, соотнеся их с реальными явлениями, людьми, они переключают внимание читателей из текста в позатекстову реальность и побуждают к оценке художественного мира как реального. Критерием оценки является историческая правда, что выявляет авторскую тенденциозность и произвол. Таким образом, П. не может быть чисто субъективным, а эстетизация П. - своевольным. Собственно, с этого момента начинаются различия в читательских кругах, среди критиков и теоретиков в их отношении к модернизма, авангардизма, сюрреализма и тенденциозной литературы.