Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

БОРИС ГРИНЧЕНКО

Доля сельского учителя в произведениях Бориса Гринченко

Борис Дмитриевич прожил неполные 47 лет и оставил прекрасные произведения из жизни украинского народа. Его наследие - это поэзия, драматические произведения, переводы, фольклорные и этнографические произведения, сборники, историко - педагогические теоретические труды о школе и воспитании. Вообще, все, что касалось жизни детей, учителей, было близким писателю. Работая на ниве народного образования, он отдавал свои силы ее развитию. Много молодых, образованных людей того времени пошли «в народ», основали школы для бедных детей, больницы, лікбези. Все это не одобрял царское правительство, потому что считал, что бедноту не надо учить. Работая в земской управе, Гринченко писал о проблемах учителей того времени.

В рассказе «Экзамен» описал нелегкую жизнь учителя. Он должен давать знания, но в школе нет нужнейшего: парт, стульев, книг. «И хочет сохранить свои силы. Еще вчера маленькая, что волость отдали под школу, домик размером в сорок квадратных аршин, начала прихорашиваться». В этих условиях и учатся дети, но они любят своего учителя и очень стараются. А что с того? Приезжает к ним на экзамен ограниченный чиновник, который не знает ни арифметики, ни правописания. «...К этому надо добавить разве еще то, что, пытаясь изображать из себя господина, он без сожаления калечил и украинский, и русский языки, пренебрегая первую и не зная второй». Вот этого «великоважного господина» с такой тревогой ждали дети и учитель. Конечно же, он не оценил ни стараний детей, ни труда учителя. Очень неприятное впечатление произвел он на детей.

Но для учеников их учитель остался настоящим другом, стал самой светлой частью их жизни. Тяжким трудом, совсем не детскими заботами полна оно. Видимо, школа для них - единственная светлая надежда и отрада, а учитель - не только друг, но и помощник и защитник в их тяжелой жизни. Это очень ярко показано в произведении «Украла». Девочка украла хлеб у своих товарищей, чтобы отнести его домой, потому что ничего есть в этой семье. Кража сама по себе неприятная вещь, а когда украдешь у своих друзей - это еще больший стыд. Учитель повел себя очень мудро, защитил Александру. Тем самым дал понять, что нельзя так поступать. Он сделал шаг навстречу ребенку, и как результат - честное жизнь этой девочки. Страшно подумать, что было бы, если бы учитель позволил ученикам побить ее, опозорить. Он не только сохранил душу ребенка, но и научил своих учеников прощать и сочувствовать другому.