12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Павел Загребельный
Мир героини романа Павла Загребельного «Роксолана»
Отличительной чертой романа Павла Загребельного «Роксолана» является значительное расширение мира героини сравнению с прозой предшественников, где он в основном сводился преимущественно к семейно-бытовой сферы. Автор образа Роксоланы активно освоил общественные, национальные, профессиональные плоскости бытия женщины в связи с освещением таких проблемно-тематических аспектов как «женщина и нация», «женщина и государство», «женщина и власть», «женщина и патриархальный мир», «женщина и религия» и др.
Женщина в творчестве Павла Загребельного возносится до высот человеческого духа в первую очередь именно потому, Что для писатели главным конфликтом, который должна решать женщина как личность, является конфликт между рабством и свободой в ее душе, в первую очередь в личности женщины.
Изображение героини романа П. Загребельного до некоторой степени трансформировалось в сравнении с историческими фактами жизни и описанию ее характера в западноевропейских литературах.
Павел Загребельный вернул из легенды в историческое пространство пленнице Роксолане, которая достигла вершины султанши, в некоторой» степени трансформировала бесправное положение женщины, традиционное для мусульманского мира.
Прообразом Роксоланы стала украинская девушка Настя Лисовская. Она родилась в 1506 году в семье священника Гаврилы Лисовского в Рогатине небольшом городке на Западной Украине. В XVI ст., оно было частью Речи Посполитой, которая в то время страдала от спустошувальних набегов крымских татар.
Летом 1552 года юная дочь священника попала на глаза татарским людоловам. Согласно легенде Настя потеряла свою свободу как раз накануне своей свадьбы.
Сначала пленница оказалась в Крыму - это обычный путь всех невольниц. Ценный живой товар татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на конях. им даже не связывали руки, чтобы не поранить веревками нежную девичью кожу.
Поражены тонкими чертами пленницы, ее грацией татары решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно ее продать на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.
По прихоти капризной судьбы на рынке девушка упала в глаза всесильному визирю молодого султана Сулеймана i, благородному Рустем-паше. Настя поразила его, и он решил подарить ее султану. Однако подобные подарки не делались спонтанно. Сначала ее осмотрели опытные врачи, она засвидетельствовали, что девушка девственница и абсолютно здорова, а значит может переступить Дом Радости, как его называли гарем султана.
Согласно законам веры падишах мог держать четырех законных жен. Первенец первой жены наследовал престол, всех остальных ждала смерть.
Кроме чрезвычайных природных данных, девушку обязательно музыке, танцам, мусульманской поэзии, искусству любви. Когда все процедуры и обучение было завершено, хозяин Славянской красавицы отказался продать ее Рустем-паши, а собственноручно подарил всесильному царедворцю, надеясь, по восточной традиции, на соответствующий подарок и определенную пользу.
Падишах в 1520 году сел на престоле, он был молодым и слишком ценил женскую красоту. Паша был образованным, эрудированным, хорошо знал историю мира, поэтому дал красавице новое имя Роксолана, связанное с Родиной пленницы. Роксо-ланією поэты любили называть Украину.
Новая наложница не сразу привлекла внимание падишаха и всецело завладела его сердцем. Его гарем был переполнен красивыми девушками, которые знали все секреты любви, то же новая красавица должна была ждать своей очереди. А когда близость состоялась, между молодыми людьми возникли чувства, и Роксолана-Настя поклялась, что станет законной женой падишаха. Конечно, рабыня даже думать не могла о султанское ложе на правах жены, но пленница узнала, что ее не продавали, а дарили, значит она оставалась свободной женщиной.
Она выучила турецкий язык, приняла ислам, потеряв по христианским законам душу, но такую жертву она принесла ради будущих детей. Они должны были стать законными наследниками.
Стремясь отразить новые явления в общественно-политической жизни враждующих стран, отбить новую расстановку сил в обществе, украинский писатель обратился к новых средств изображения героини. В центре внимания художника - острые душевные конфликты и противоречия, острые психологические проблемы. Важные злободневные социально-экономические вопросы решаются им путем изображения сложного психологического жизнь героини, ее чувств, настроений, размышлений.
Писатель, создавая образы, уже редко обращается к непосредственной авторской характеристики, как это было раньше; он раскрывает свою героиню в действии, брюхе ее поступки, самохарактеристику, или наблюдения другого действующего лица. Подача характеристики героини через раскрытие ее другим персонажем создает впечатление ее полной суверенности, независимости от автора, следовательно подает ей большей наглядности, жизненной правдивости.
Эту манеру П. Загребельный заимствует из народного творчества. Вместе с ней перешли в роман и фольклорные средства в построении образов, портретов, в частности постоянные эпитеты, сравнения, употребление уменьшительно-ласкательных форм, обращение к слушателям, отступления, вставные слова и обороты.
Существенно важным в изображении положения, судьбы героини в чужом ей мусульманском мире стало психологическое обоснование ее личностных характеристик, морально-этической сферы ее функционирования как самостоятельного художественного персонажа, четкое соотнесение личного и общественного в ее жизненных коллизиях, изображаемых автором.
Чрезвычайно дорогим достоянием творчества П. Загребельного стало именно понимание национальной героини как основы формирования национальной ментальности, основы морально-этических основ функционирования украинской нации, украинского общества в целом.
Итак, Павел Загребельный использовал традиции и проявил новаторство в изображении образа женщины в романе П. Загребельного «Роксолана». Писатель изобразил Роксолану как национальную героиню, которая сконденсировавшийся в своем характере наиболее существенные черты национального сознания, подводя таким образом украинскую литературу к развитию литературного процесса на фоне новой общественной ситуации, когда по логике развития этого литературного процесса литература дальнейшем должна была отразить женщину, применив новый переход к познанию и отображение ее образа в литературе, изменив до некоторой степени понятийный аппарат, но соблюдая верности классической традиции в отношении к героине как центра духовности в обществе.
|
|