Творческие работы наших посетителей
Автор: Светлана Лахвич
Образ подневольной женщины в украинской литературе.
Образ подневольной женщины в украинской литературе берет свое начало еще в украинских думах. Например, «Дума про Марусю Богуславку» изображает нам девушку-бранку Марусю, дочь богуславского попа. Она попала в плен к турецкому господина, где было семьсот казаков-невольников.
Маруся изображена патриотом Украины, сильной, отважной девушкой, которая не отреклась от своей веры христианской (хотя и говорит, что потурчилася и побусурменилася), ведь приходит к невольников, чтобы напомнить им о пасхальную субботу.
Она решает, не смотря на возможные последствия (! а это может быть и смерть), тайком от господина освободить украинских пленных. Говорит о своем решении недількам-украинцам, и таки придерживается своего слова. Такой поступок говорит о ней лучше, чем любые слова. Она - патриот. Готова отдать свою жизнь за свободу, свободу своих земляков.
Прощаясь с бывшими невольниками, Маруся просит о единой услугу, чтобы они передали родителям:
«...я уже потурчилась, побусурменилась
Для роскоши турецкой,
Для лакомства несчастного!»
И эта услуга больше не для нее, а для ее родителей. Она догадывается о возможной смерть свою, поэтому не хочет, чтобы родители об этом узнали, спродавши все свои земли. Для нее лучше, чтобы родители думали, что она там живет припеваючи, ни в чем не имеет нужды, то есть живет, как говорится, у Бога за пазухой.
Продолжение этой темы видим в романах «Мальвы» и «Роксолана» (Р.Іваничука и п. загребельного). В поэме «Боярыня» Леси Украинки главная героиня, Оксана, не была пленницей.
В «Мальвах» мы видим два типа женщин: Мария и Мальва (мать и дочь). Мать родилась на Украине, а дочь родилась и выросла в Турции.
Мария - живет в чужой системе, внешне подчиняясь ей, а внутри, полностью отрицая, пытается не поддаваться ей и помнить о родном крае.
Мальва выбирает путь жизни в чужой системе, проникновение в ее верхушку власти, искусственной покорности, а на самом деле отчаянной труда на благо своей родине. Мария - это Украина, которая ищет своих детей, что предали ее, которая пытается убедить их в том, что их убеждения ошибочны, которая хочет вернуться к своей “родины”, к независимости.
Юная украинская пленница, Роксолана, попав впервые на глаза могущественного и жестокого Сулеймана И, не упала к ногам повелителя 30-ти государств, как то должна делать каждая наложница султанского гарема, а гордо, смело, нескорено взглянула в глаза тому, перед кем дрожало полмира. И это поразило, загипнотизировал Сулеймана. Очевидно, на жестокого повелителя, который отправлял своих подданных на смерть за малейшую оплошность, произвела сильное впечатление не столько красота девушки (в султанском гареме не было некрасивых), сколько ее человеческое достоинство, девичья гордость, что в султанском дворце ничего не стоили и могли дорого обойтись тем, кто эти качества не потерял.
Главной идеей, воплощенной в этих произведениях, есть идея генетической памяти и патриотизма. Женщины здесь, на чужбине, поступают так, как, наверное, не поступила бы ни одна на украинских землях.
Несколько по-другому проблему чужбины и судьбы украинки на чужбине воплощает Леся Украинка в драматической поэме «Боярыня». Главная героиня, Оксана, не пленница, не жена султана, мать, которая ищет своих детей в чужой стране, она украинка, которая, влюбившись, выходит замуж за царского боярина. Она самостоятельно выбирает свой путь, понимая, что будет вынуждена переехать жить в Россию, но не осознавая еще той свободной неволе, которая будет обеспечена царизмом.
Свобода была на Украине: одежда, общество, хоть и тихо, но все же сказанная мысль, возможность поступать по-своему, возможность бороться за Украину. Несвободой же встретила Оксанку Россия: сарафаны, поцелуи (противны и неприемлемы) с высокими гостями, набор абсурдных норм поведения, и, главное, полная изоляция от Украины (на доброе дело денег не передашь, письма подругам не напишешь, весть родителям не передашь). Даже в своем доме песни родной для утешения души и сердца во весь голос не пой, потому что, не дай Бог, кто услышит!
Оксана «не принялся» на чужбине, затосковали по родной землей, с родителями, с подругами, за своей деятельностью, за песнями и садами. Конец трагический - она погибает.
Итак, проблема эта освещена по-разному, и все же наблюдается идея, что является объединяющим для этих произведений. Это идея генетической памяти и патриотизма украинки. Женщине в неволе можно все запретить, а помнить не запретишь, патриотизма не отнимешь, генетическую нить не перерубаєш...
|
|