Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ИВАН КОЧЕРГА

Ярослав Мудрый - прообраз современных диктаторов (по одноименному произведению И. Кочерги)

Иван Кочерга во многих своих произведениях обращался к истории нашего народа. Его интересовали разные периоды: борьба киевлян за свои права в XVI веке («Свіччине весілля»), " Колиивщина " («Алмазный жернов»), украинское средневековье («Чаша»),

Во все времена идут споры о роли отдельного человека в истории народа. Не случайно именно в годы Великой Отечественной войны Иван Кочерга обратился к образу Ярослава Мудрого, который, пройдя через войны и насилие, создал единую могущественную Киевскую Русь.

1944 год. Войска Советского Союза победным шагом идут по Европе, заканчивая разгром фашистской Германии. Всему миру ясно, что хребет фашизму сломано. Противостояние армий - это не только противостояние систем, идеологий, но и противостояние двух диктаторов - Гитлера и Сталина. С их именами миллионы людей гибли в боях, и миллионы невинных жертв лагерей проклинали этих вождей в свою последнюю минуту.

Иван Кочерга не случайно обращается к образу Ярослава Мудрого, подчиняет исторический материал задачей современности. Его главный герой уже закончил свои военные походы, развивает государство, объединяет русские земли под своей властной рукой. Но какой ценой ему достался престол? Чтобы завладеть им, Ярослав один за другим уничтожает своих заклятых врагов - родных братьев. В этой борьбе ему помогли жители Новгорода. Мало того, они изрубили лодки, Ярослав подготовил для побега, и этим заставили князя стоять до последнего. Как же отблагодарил Ярослав Новгороду? Он уничтожил право вольного города, а Доснятика, посадника новгородского, убил. Герой произведения «срібнокучерявий иеромонах Сильвестр» говорит важную реплику, которая дает понимание позиции автора:

О брат мой, ты сам забыл, видимо,

Что только Бог царей и царства судит.

Лишь он один видит далекую путь,

Которой идут цари и простые люди.

А нам, смиренным инокам, годится

Не помнить зла и за князей молится.

Ярослав был мудрым и хитрым политиком. Он умел расположить к себе даже самых отъявленных врагов. Новгородець Никита пришел в Киев с целью отплатить Ярославу за святую кровь родных ему людей, за смерть Коснятина. Но сначала хочет узнать, чем так привлекает людей «Владыка Руси, Ярослав мудрый». Князь, заметив в Никите врага, кажется, простодушно сверяется в своих мечтах идти тем путем, где тишина и мудрость благодати. Чтобы, меч тяжелый и положив шлем, белые Палаты и храмы строить...» Дальше он пытается как бы оправдать свои действия: «Но тяжелое в князей на плечах брем'я». В подтверждение своих слов он призывает даже учение Христа: «Христос сказал - несу не мир, но меч...» И далее:

«...мудрый лад

Не насадить кроткими руками.

Словно роз и лилий тихий сад.

Как дикий лес мотыгами, годами

Государственное поле надо корчувать,

Чтобы выросла на нем благодать».

Через много веков на шестой части суши дословно выполняли завещание Ярослава Мудрого. Прикрываясь высокими словами о благодати государства, уничтожали миллионы невинных людей, корчевали государственное поле мотыгами.

В произведении «Ярослав Мудрый» Иван Кочерга каждым монологом князя словно пытается объяснить великое предназначение вождя, для которого смерть одного человека - это преступление, а смерть миллионов - это политика. Но самая высокая цель не может оправдать слезы одного ребенка.

Писатель прекрасно понимает это, и некоторые реплики героев все-таки противоречат основной направленности произведения - оправданию средств, с помощью которых идет к власти и удерживает ее вождь:

Так, кто в жизни захочет обиду черную

С высшим благом как-то примирит,

Того нещадно измелют божьи жернова...

Ибо мудрой бывает только миг,

Которую в жизни нам не дано остановит.

Человеческая память коротка. На фоне больших дел забываются жертвы. Но историческая память должна быть вечной. Как бы не назвали современники деспота, диктатора, эти слова не должны закрывать суть. «Мудрый», «Великий» - это имя и Ярослава, и Петра, и Гитлера, и Сталина. Но мудрыми могут быть только жизнь и Бог.