11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Идейно-тематическое богатство сборника П. Тычины «Солнечные кларнеты»
Сумм сердце давит: солнце» постное! -
В душе я ставлю - вас я славлю.
П.тычина
Народная мудрость учит: человек рождается дважды: первый раз - когда появляется на свет, второй - когда она становится тружеником.
Павел Тычина я художник, родился в 1918 году в сборнике «Солнечные кларнеты», которая принесла ему славу и признание. Она ознаменовала появление нового таланта, яркой художественной индивидуальности. Н литературную ниву вышел поэт-лирик, который своим мастерством, искренностью и задушевностью, Любовью к жизни и человека заставляет вспомнить имена светочей национальной литературы - Шевченко, Франко, Леси Украинки.
П. Тычине уготована участь гения. Автор «Солнечных кларнетов» - весь в ранней весне украинской революции, в предчувствии приближения все очищающей грозы.
Образ «солнечных кларнетов» - это не только символ красоты вечно юной, полной красок и музыки природы, но и воплощение стремлений к сего солнечного, радостного, жизнеутверждающего, овеянного молодостью. Образ солнца, как источника жизни на земле, силы, что дарит людям радость, выражает мечту поэта о счастливой жизни. А когда певец видел человеческое горе, когда сумм окутывал его сердце, он не падал в отчаяние. Не угасала его мечта в победу светлого, гуманистического над тьмой.
Лирический герой сборника - юноша, который богатый и щедрый душой, это романтик, влюбленный в красоту мира, в природу, в жизнь. Это олицетворение самой молодости, только-только ступила на жизненный порог и очаровывает свежестью и чистотой чувств, благородными порывами.
Стихотворение «Ой не крийся, природо» раскрывает идею единства человека и природы. Настроение лирического героя находится в гармонии с природой: то грустный, то светлый прозрачный, словно краски золотой осени. Простой, обычный пейзаж в стихотворении «Рощи шумят» захватывает художника обаянием рощи, реки, облака в небе. Читаешь - и в воображении возникают образы: рощи шумят, колокол гудит, тихий шепот трав, облачка бегут, небо, край - как золото. Лирический герой восхищен красотой родной земли, приходом весны, «душистой, цветами - жемчугом закосиченої». Шум рощ - будто нежно тонне звуки арф, поэтому и название стихотворения - «Арфами, арфами». Весна пробуждает глубокие думы, которыми переполнено все вокруг, думы о грядущих бои, бои за человеческое счастье. В чистом воздухе - предгрозовая напряжение: «Будет бой огневой!». Этим чувства охвачено сердце героя, человека, влюбленного в родной край..
Там, где мир полнится музыкой, переливается красками, рождается прекрасное. А спутником его является любовь. Для Тычины где любовь - там красота, высокая поэзия. Его стихи «Не смотри так приветливо», «В любо Инна», «Цвет в моем сердце» привлекают тихой нежностью языке чистого и честного сердца. Любовь заставляет природу цвести, играть красками, петь чудесные песни:
Мир в моем сердце Грез танец, рассвет.
Ты тот свет, мой друг,
Звездный рассвет
Я твои глазки,
Зари, зорениці -
Славлю как рассвет.
Молодость! Это такая страна, в которой человеку по жизни приходится побывать только один раз.
Тычина открывает ее красоту через величественное и священное чувство любви. Тычина задумывается над философской темой Человека и времени. Поры года природы в «Пастелях» отвечают «порам» человеческой жизни. Осень - пора задумчивости, легкой грусти. Весна олицетворяет молодость. Лето - зрелость, совершеннолетие. Природа, а с ней человек, живут по законам постоянной сменяемости, текучести, движения во времени и пространстве. «Философия времени» опирается в Тычине на поэтическое сопоставление человеческого возраста с эпохой. У человека есть также свое утро, день, вечер и ночь. Первая постель дает волшебный рисунок утра. В природе, который веет волшебством человеческого утра - детства. Оно оживает сказкой про зайчика, доверчивой беспечности, духовной поэзией «Пробежал зайчик. Смотрит - рассвет! Сидит играется, Ромашкам глаза розтулює». Но на смену этой картине приходит другая:
А на востоке небо пахнет.
Северный черный плащ ночи
Огненными нитями стачивают,
Солнце.
Черный и красно-огненный цвет развивают мотив борьбы света и тьмы, добра и зла, навевают мысль о скоротечности человеческой жизни.
Важной темой сборника является проблема национального возрождения веками угнетаемого и униженного украинского народа. Поэма «Золотой гомон» - вера в национальное и социальное освобождение родной Украины «Отсюда - пафос заветной свободы, полное отсутствие недружелюбного отношения к другим народам. Поэма - гимн весеннему солнцу, повносилою бытия:
Над Киевом - золотой гимн, И
голуби, и солнце!
Внизу -
Днепр трогает струны.
События весны и лета 1917 года сколихали общество. То был «золотой гомон» пробуждение. Даже «предки встали из могил... жертву солнцу приносят». Народ верит в свои силы:
Звездного утра припади
ухом к земле - ...идут...
Идут люди в свое будущее
И все поют, как вино:
Я сильный народ,
Я молодой!
Боль и тревога за судьбу родной земли предстают в образе скорбящей матери, который является традиционным в творчестве многих поэтов мира. «Проходила по полю... - такими словами начинается и заканчивается каждый из стихов, тетраптих «Скорбящая мать». Проходила Мать Мария и зоркий глаз ее не могло не задержать - «чей-то труп во ржи чернеет...» Свирепствует смерть в Украине: Не быть никогда рая В этим кривавім края, В края, где даже цветы зверобоя Из крови здесь толпой Выросли на поле боя... «Скорбящая мать» - это боль и тревога за судьбу Родины, это украинская Голгофа.
В ранней лирике II. Тычины жизнерадостность, красота природы и человека, залюб-леність в волшебный мир перемежается с багрово-кровавыми відсвітами, которые символизируют большую тревогу, напоминают о тяжелые испытания времени, о человеческих трагедиях.
«Солнечные кларнеты» - книга поэтических шедевров П. Тычины, которая очаровывает, облагораживает каждого, кто припадет к ней жаждущими устами.
|
|