Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
«Я не могу разминуться с человеком. Я не могу быть одиноким» (по новелле М. Коцюбинского «Intermezzo»)

...современный поэт -

Он современный, несчастный,

Поэт - значит: родился хорим.

Оздоровление чужим и собственным горем.

И. Франко

Герой и общество... Поэт и общество... Литература и жизнь... Думаю, что этот синонимический ряд слов. Все они продиктованы жизнью. Роль художника и назначение искусства - проблемы вечные.

Передовые мужи украинского народа не отделяли искусство от общественных проблем. Великий Кобзарь свою Музу посвятил «тем малым рабам немым» и на страже круг их поставил слово; И. Франко подчеркивал, что он - сын народа и его зов - труд, счастье и свобода, оторванный от родного края Павел Грабовский, отрицая чистое искусство, провозгласил, что он не певец равнодушной природы и все чувства свои отдает родному народу, Леся Украинка жаждала, чтобы ее слово было острым, как крица, и срывало вражьи головы с плеч.

Человек труда с его заботами всеми - вот главный лейтмотив писателей, чьи имена я перечислила выше.

Их ряды пополняет и М. М. Коцюбинский, талантливый украинский прозаик, новеллист. Из биографии мы знаем, что он резко осуждал творческую практику подводников. Свое миропонимание писатель опоэтизировал в новелле «Intermezzo».

Новелла - не только следствие размышлений Коцюбинского над вопросом о значении литературы, но и толкование понятия морального облика художника. Думаю, что это также глубокая ответ тем культурным деятелям, которые хотели по литературе сделать барскую забаву, лишить ее великой общественной воспитательной силы.

Главный герой новеллы - лирический герой. Он в какой-то мере напоминает нам Михаила Михайловича, но не отождествляется с ним. Жизнь утомила героя физически и морально, «железная рука города» тяготеет над ним. Он не может быть равнодушным к человеческому горю, к судьбе трудящихся, которые бросают то сердца героя свои страдания, но силы постепенно иссякают, и он уезжает в Кононівських степей. Художник любит свою землю, ее роскошную природу, ее звуки и краски, но и тут его сердце «болит чужим и собственным горем». И даже во сне, говоря словами П. Грабовского, у него «с ума не идут обездоленные народы». Упиваясь красотой пейзажей, лирический герой в этом сказочном мире не может не заметить человека-труженика: «Мы таки встретились на ниве - я и человек».

Бегство от человеческой жизни, суеты была временной. Да и была ли она на самом деле? Разве был уверен лирический герой в том, что там, на Кононівських полях, он не встретится с человеком, с ее бедой, с ее проблемами? Вот он любуется природой. Его глаза полны сияния и вдруг все гаснет: художник видит село, которое задушили зеленые руки. Зеленые руки - господские поля, где гнут спину простые крестьяне. Меня до глубины души поразила сцена встречи лирического героя с мужиком, от которого он убегал, покидая город, чтобы быть одиноким. Человеческое горе спіймало лирического героя: рассказ крестьянина рисует страшную картину из реальной жизни, в котором простой человек - ничто. И лирический герой понял, что не может быть одиноким. Его душа раскрывается в сцене встречи через внутренний монолог: «Ага, человеческое горе, ты же ловишь меня? И я не убегаю».

Образ крестьянина в новелле - это воплощение человеческого горя, которое проникает в самые потаенные уголки сердца лирического героя. С разговора он узнает ужасные картины во время разгула реакции: болезни, голод, унижения, издевательства. Эти картины смывают усталость лирического героя, прошли его дни интермеццо - он снова готов быть рядом с людьми, его струны натянутые, душа готова чувствовать, и он возвращается в город.

Философская трактовка образа помогает нам понять аллегорические образы: «Розпечи гневом небесную баню... Погаси солнце и зажги вторых на небе».

М. М. Коцюбинский, как и его лирический герой, никогда не изменял своим идеалам:

Он ходил полями и рощами,

Он любил, он жил, горел, Творил.

Он «одинок» - всегда друг человеку.