...современный поэт -
Он современный, несчастный,
Поэт - значит: родился хорим.
Оздоровление чужим и собственным горем.
И. Франко
Герой и общество... Поэт и общество...
Литература и жизнь... Думаю, что этот синонимический ряд слов. Все они
продиктованы жизнью. Роль художника и назначение искусства - проблемы вечные.
Передовые мужи украинского народа не
отделяли искусство от общественных проблем. Великий Кобзарь свою Музу
посвятил «тем малым рабам немым» и на страже круг их поставил слово; И.
Франко подчеркивал, что он - сын народа и его зов - труд, счастье и
свобода, оторванный от родного края Павел Грабовский, отрицая чистое
искусство, провозгласил, что он не певец равнодушной природы и все чувства свои
отдает родному народу, Леся Украинка жаждала, чтобы ее слово было острым, как
крица, и срывало вражьи головы с плеч.
Человек труда с его заботами всеми -
вот главный лейтмотив писателей, чьи имена я перечислила выше.
Их ряды пополняет и М. М.
Коцюбинский, талантливый украинский прозаик, новеллист. Из биографии мы знаем,
что он резко осуждал творческую практику подводников. Свое миропонимание
писатель опоэтизировал в новелле «Intermezzo».
Новелла - не только следствие размышлений
Коцюбинского над вопросом о значении литературы, но и толкование понятия
морального облика художника. Думаю, что это также глубокая ответ тем культурным
деятелям, которые хотели по литературе сделать барскую забаву, лишить ее великой
общественной воспитательной силы.
Главный герой новеллы - лирический
герой. Он в какой-то мере напоминает нам Михаила Михайловича, но не отождествляется
с ним. Жизнь утомила героя физически и морально, «железная рука города» тяготеет над
ним. Он не может быть равнодушным к человеческому горю, к судьбе трудящихся, которые бросают
то сердца героя свои страдания, но силы постепенно иссякают, и он
уезжает в Кононівських степей. Художник любит свою землю, ее роскошную
природу, ее звуки и краски, но и тут его сердце «болит чужим и собственным горем».
И даже во сне, говоря словами П. Грабовского, у него «с ума не идут
обездоленные народы». Упиваясь красотой пейзажей, лирический герой в этом сказочном
мире не может не заметить человека-труженика: «Мы таки встретились на ниве - я и
человек».
Бегство от человеческой жизни, суеты
была временной. Да и была ли она на самом деле? Разве был уверен лирический герой
в том, что там, на Кононівських полях, он не встретится с человеком, с ее
бедой, с ее проблемами? Вот он любуется природой. Его глаза полны сияния и
вдруг все гаснет: художник видит село, которое задушили зеленые руки. Зеленые руки -
господские поля, где гнут спину простые крестьяне. Меня до глубины души поразила сцена
встречи лирического героя с мужиком, от которого он убегал, покидая город, чтобы
быть одиноким. Человеческое горе спіймало лирического героя: рассказ крестьянина рисует
страшную картину из реальной жизни, в котором простой человек - ничто. И лирический
герой понял, что не может быть одиноким. Его душа раскрывается в сцене
встречи через внутренний монолог: «Ага, человеческое горе, ты же ловишь меня? И я
не убегаю».
Образ крестьянина в новелле - это воплощение
человеческого горя, которое проникает в самые потаенные уголки сердца лирического героя. С
разговора он узнает ужасные картины во время разгула реакции: болезни,
голод, унижения, издевательства. Эти картины смывают усталость лирического героя, прошли
его дни интермеццо - он снова готов быть рядом с людьми, его струны
натянутые, душа готова чувствовать, и он возвращается в город.
Философская трактовка образа
помогает нам понять аллегорические образы: «Розпечи гневом небесную баню...
Погаси солнце и зажги вторых на небе».
М. М. Коцюбинский, как и его
лирический герой, никогда не изменял своим идеалам:
Он ходил полями и рощами,
Он любил, он жил, горел, Творил.
Он «одинок» - всегда друг человеку.