Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Литвин Виктория

Образ Пузыря в п'есі Карпенко - Карого «Хозяин»

Иван Карпепко-Карий занимает выдающееся место в украинской драматургии и в истории украинского театра второй половины XIX века.

Произведения И. Карпенко - Карого поднялись до высокого уровня критического реализма, обогатили театр гостросоціальними драмами и комедиями с непревзойденными на то время в драматургии идейно-художественными качествами. Ясность и бескомпромиссность идейных убеждений основных персонажей, всегда напряженный драматический конфликт, глубина, с которой писатель раскрывает характеры и поступки действующих лиц, высокое совершенство драматургической композиции произведений сделали наследство И. Карпенко-Карого бессмертной в веках, его произведения-целая эпоха в украинской драматургии.

Комедия «Хозяин» - вершина творчества И. Карпенко - Карого. Важные общественно-политические и моральные проблемы, которые были поставлены в комедии «Сто тысяч», нашли свое дальнейшее всестороннее освещение в новой комедии «Хозяин».

В основе пьесы лежат реальные факты капиталистической действительности. Драматург показал хищническое лицо украинского капиталиста-землевладельца, как ненасытная жажда наживы превращает его в морального урода. «Злая сатира на мужскую любовь к стяжания без всякой другой цели. Стяжания для стяжания!» - так определил свой замысел сам автор.

Разоблачению этого «стяжания для стяжания» и подчинены все художественные средства комедии. Через действия персонажей, их слова, поступки, взаимоотношения раскрываются характеры героев произведения. Пьеса «Хозяин» - высший образец реалистической сатирической комедии. Драматическое действие сконцентрировано на центральной фигуры комедии - Пузыря.

Пузырь - это крупный капиталист-землевладелец, который вырос из обычного сельского кулака до миллионера. Сам Пузырь утверждает, что он «шел за барышами вслепую, штурмом крошил направо и налево, плевал на все и знать не хотел человеческой молвы».

Но получив «миллионы», хозяин не останавливается. Жажда наживы толкает его на новые преступления, мошенничества, на еще больший эксплуатация народа.

Основная черта Пузыря - ненасытная жажда к обогащению. Все его интересы подчинены единой цели - иметь большие прибыли. Для чего нужны эти доходы, Пузырь не задумывается. «Ищу, где бы купить земли, ибо сколько бы человек ее не имел - все не хватает». Погоня за наживой делает его бесчестным, жестоким, бездушным, деспотичным, некультурным, честолюбивым, скупым, жадным.

Скупость и мошенничество Пузыря драматург мастерски передает и через его речь, насыщенная глаголами в повелительной форме: взять, сделайте голод, наступили зубы, шквар, загнуздать мужиков.

Лексические особенности языка Пузыря разоблачают типового прожорливого богача и мошенника: «круглая сумма», «меньше не возьму», «нужен дешевый рабочий», «будет так, как я хочу», «мне без надобности», «это до меня не тичеться», «все воруют».

Жажда к обогащению побуждает его к уловок и махинаций. Он не гнушается и примитивными средствами наживы: кормит рабочих комом хлебом, ругает управляющих, что они платят рабочим не по 25, а по 35 копеек за день. Владелец трех экономий и огромных отар овец торгуется за каждую копейку, сам бежит прогонять гусей от пшеницы, имея десятки тысяч десятин земли, засеянных хлебом, идет на авантюру - прячет на своих полях стада овец обанкротившегося помещика.

Девизом его жизни становится - «Хозяйство или смерть!».

Жестокость и бездушие Пузыря проявляется не только во взаимоотношениях с крестьянами, но и в семейном быту, в частности в отношении к родной дочери.

«Дикая, страшная сила»,- говорит о Пузыря Золотницкий. Во многих ситуациях Пузырь выступает не только страшным, но и смешным.

В финале пьесы драматург показывает, как миллионер становится жертвой собственной жадности и ненасытности.

Образ Пузыря раскрывается в его окружении.

Среди мастерски изображенных подручных хозяина - правая рука миллионера Феноген, будущий хозяин. В этом образе автор сочетает лакейство с грабежом, лицемерие с кощунством, пресмыкательство перед хозяином с презрением к низшим от себя. Его принцип - «заискивай и наживайся».

Другой тип хищника Ліхтаренко. Он не пресмыкается перед хозяином, а держится с достоинством». Он такой хитрый, что «и рыбы наловит, и ног не замочить». Он руководствуется такими принципами: «не ты возьмешь, у тебя возьмут», «крадь умеючи», «воруй сам и не мешай втором», «не зевай, а лови деньги».

И Феноген и Ліхтаренко воспитанные хозяином. Эти прислужники Пузыря прошли хорошую школу вымогательства, грабят для хозяина и воруют у него.

Пузиреві и управляющим автор противопоставляет помещика Золотницкого, учителя Калиновича и дочь Пузыря Соню. Все они не разделяют методов наживы, но и ничего не делают, чтобы противостоять его хищничеству. Законы того общества были сильнее гуманные порывы отдельных интеллигентов.

И. Карпенко-Карый, глубоко понимая жизни и правдиво воспроизводя его, видел и понимал, что ни помещики-либералы, ни культурная интеллигенция не способны сломить «дикую, страшную силу» хищников-капиталистов.

Сосредоточивая основное внимание на разоблачении и осуждении «стяжания», драматург правдиво воспроизводит классовые противоречия в обществе, проявления борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами. В Мануйловке вспыхивает стихийный бунт. За этими скупыми рассказами, репликами мы видим правдиво воспроизведены социальные условия, в которых рождалась на селе и грозная сила.

Интересно построена композиция комедии «Хозяин».

Еще до появления на сцене главного героя - Пузыря - хозяина, крупного землевладельца, мы уже узнаем о его прижимистость и скупость, о его хищнические намерения. Разговор миллионера с мошенником Маюфесом, указания своим управляющим усилить эксплуатацию рабочих составляют завязку произведения.

Но во время осуществления хищнических намерений постепенно усложняются взаимоотношения, возникает бунт крестьян, раскрывается мошенничество, Пузырь тяжело заболевает. Обострение этих конфликтов составляет кульминацию произведения.

Развязкой произведения есть жалкое положение Пузыря и его смерть.

Пьеса «Хозяин» справедливо считается лучшей реалистичной сатирической комедией в украинской дооктябрьской литературе.

Высоко ценил это произведение И. Франко, который видел, что Карпенко-Карый в своей комедии «Хозяин» воссоздал «грандиозную по своим замыслом и по почти безупречном обработке картину великого промышленника и кулака из крестьян с его могучими воздействиями и чисто крестьянской натуре... Искусная драматическая техника предоставляет драме большую сценическую стоимость и уверяет ей долговечность на сцене».

И действительно, это произведение и поныне не потерял своего большого познавательного и воспитательного значения.