Выдающимся произведением украинского писателя м. коцюбинского есть повесть "Fata morgana". Писателя всегда волновала тема человека на земле, судьба труженика, который возле этой земле ходит.
"Fata morgana" - это история человеческого духа, который словно туманом поднимается из недр земли. И подобный этот туман на земледельческие думы, чаяния и мечты. Народ никогда не был для Коцюбинского пассивным "толпой" слепой стихией. Скорее он видел его активным творцом своей судьбы.
Основным героем повести выступает крестьянская масса, олицетворенная в целом ряде блестяще индивидуализированных образов. Земля была для труженика издавна обладательницей мысли. Она в повести поманил человека, земледельца, поманила, но в руки не далась, "прошла сквозь пальцы", исчезла. По отношению к земле определяются и все позиции героев и мотивы их поведения, и настроения, и действия. Земля, как сам превіковічний дух человека, как извечная мечта, живет в каждом из героев.
Писатель показывает, что с того, как герой мыслит и видит землю, вырисовывается и его собственно социально-психологическое лицо. По-разному она видится Андрею, Маланке, Підпарі, Гудзю. Земля - это образ мечты народной.
Люди на земле и земля в душе человека. Но вместе с тем в повести он поднимает тему отчуждения человека от земли. Особенно ярко это отчуждение проявилось в образе Андрея Волыка. Разочаровавшись в крестьянской труда, он мыслями и самой жизнью отрывается от земли.. Андрей ненавидит земледелие. Он живет лишь надеждой на открытие фабрики. Эта надежда определяет и способ существования Андрея Волыка, и его отношение к другим героям. И не сбылись его надежды на фабрику. А вместо счастья он получил увечье. И это заставило его довольно быстро прозреть.
Трагически заканчивается жизнь Андрея Волика.Фабрика делает его калекой - чужой и враждебный для крестьянина в то время мир не принимает его. И от мира земледельческого он оторвался. Конфликт с миром перешел на конфликт с жизнью.
По-другому обрисовал Коцюбинский образ Маланки. Она всю жизнь ожидает землю, мечтает работать на ней. Поэтому и мечтает выдать замуж свою единственную дочь Гафійку за Прокопа Кандзюбу. Тогда будет у них своя земля. А ее идеал - быть хозяйкой на собственной земле.
Маланка любит землю не только как средство к жизни. "Земля не только хлеб, не только судьба Гафьи, спокойная старость, земля поэзия", - подчеркивал писатель в своей характеристике персонажей повести. В образе Маланки Коцюбинский отбил извечное стремление крестьянства к земле. А земля "ушла из рук", Маланки, "как марево поманила и как мираж исчезла". Стремление крестьянки-труженицы получить землю и тем самым обрести единство с этим миром так и остается невыполнимой.
Полон глубокой ненависти к эксплуататоров Хома Гудзь, вечный наемник. Стихийный бунтарь, он олицетворяет ту часть крестьян, которые также оторвались от земли, но не собирались спокойно сидеть и ожидать своей участи.
Автор повести оставил этого бунтаря живым. Сила гнева Фомы, мести еще будет нужна для будущего. Марко Гуща, вернувшись в село с заработков, становится защитником крестьян. Он пытается убедить земляков в том, что " земля не барское, а человеческая".
В повести "Fata morgana" до революционного протеста преподносится даже середняк Панас Кадзюба. Он пристает к кружка Прокопа, просит рассказать о "демократов", мечтает "озути господина в лапти", но, как это сделать, не знает.
В образах крестьян писатель изобразил индивидуальные, ярко выписанные судьбы людей, действовавших во времена революции, людей, чья жизнь была связана с землей. Несмотря на трагическую развязку, повесть звучит оптимистично.
Марко Гуща, Гафійка, Хома Гудзь остались живыми. Они и утверждают идею бессмертия народа, веры в то, что земля перестанет быть маревом, что осуществится вековая мечта крестьянства: люди будут любить землю, украшать ее, работать на ней, замиловуватись ней.
|
|