Краткое изложение произведения
ЛИТЕРАТУРА 70-90-х ГОДОВ XIX СТ. ИВАН ФРАНКО
Моисей
Автор обращается в прологе к своему замученного, разбитого народа, который стоит на распутье и не знает, куда идти. Именно его будущим и тревожится поэт, не верит, что ему суждено «у соседей быть навозом», что его судьбой будет «укрыта злость, облудлива покорность». Неужели же! бесплатный вход столько сердец горело... святейшей любовью», неужели «бесплатный вход край твой весь политый кровью твоих борцов», - обращается он к украинцам. И сам себе уверенно отвечает: «Верю в силу духа И в день воскресный твоего восстания», «придет время, и ты., засияешь у народов вольнім кругу ...И посмотришь, как хозяин домовитый, по своей хате и по своим поле».
И
Когда после сорока лет непрерывного блуждания по пустыне еврейский народ под предводительством Моисея наконец дошел до Палестины, «обетованную землю», люди отчаялись, начали роптать: «Наврали пророки!» Это был уже не народ, а «кочовисько ленивое», и только дети игрались - воевали, строили города из песка. Видно, «пророческие слова перешли В кровь и душу ребенку».
II
Лишь один Моисей верит в осуществление светлой мечты. Молодое поколение уже не хочет прислушаться к его словам, для них является ценностью что-то конкретное, материальное, а не красивая сказка. Противников Моисея возглавили Дафан и Авирон, которые настраивали народ против пророка.
III
Вечер. Люди занимаются обыденными делами, говорят, что мало стало паши, надо будет куда перекочевывать. Аверин советует пойти в край Мадиан, а Датан предлагает идти дальше, но не в край обетованный. Вдруг из своей палатки выходит старый Моисей. Он направляется на майдан, хочет встать на большой камень, чтобы произнести речь. Люди сомневаются - разбить, растоптать его или пощадить того, кого «отцы и деды звали отцом народа».
IV
Моисей убеждает людей, что выполняет Божью волю - вывести их из неволи, иначе они бы и до сих пор «гнули шеи в Египте». Он сравнивает еврейский народ с Божьей стрелой, которая должна лететь в намеченную цель. Или же годится натянутой стреле говорить : «Я желаю покоя»?
V
Чтобы люди лучше поняли Моисея, он рассказал им сказку - аллегорию о том, как деревья выбирали себе короля. Не согласился ни ливанский кедр, ибо он и так украшение земли, ни пальма, ни рожа, ни дуб, ни береза - все были заняты своим. Кто-то шутя предложил терн выбрать, и тот согласился, сказав, что получит поле для деревьев, хоть самому не надо, будет пристанищем зверю и птице, будет делать все, чтобы росли деревья лучше, а он будет погибать на пути за них.
VI
Пророк объяснил смысл своего рассказа, сказав, что деревья - народы земли, а король - исполнитель Божьей воли. Когда Бог творил все народы, то «заглядывал всем в душу и выбирал среди них предводителя всего человечества. Бог избрал поприще, «невзрачный на красоту», который «не имеет... славы себе ни цвета, ни плода», и вложил ему в душу свой клад», чтобы он был «как светило во тьме, Словно казначей его слова».
Однако евреи пренебрегли завет Иеговы, и Моисей сказал, что их ждет тяжелое наказание.
VII
Аверин сказал, что судьба, которую предлагает людям Моисей, - это судьба «того осла», который носит в завязанных мехах хлеб для других, а сам остается голодным. И предложил поклониться другим богам - Ваалу и Астарте. Продолжая подшучивать над Моисея, сказал, что быть бы поэтому общественной нянькой для детей и рассказывать им сказки.
VIII
Вслед за Авіроном Датан стал обвинять Моисея в древней якобы измене народу Израиля. Теперь израильтян через него осталась горстка, и ведет он их опять в рабство к египетскому фараону. Моисей сказал, что Датану, как и Авірону, не придется увидеть Ханаана. Датан решил выгнать Моисея из лагеря, закричал, но ни у кого не поднялась рука это сделать. Пророк снова призвал народ остерегаться.
X
Моисей почувствовал, как сердце его переполняется любовью к своему народу. Поскольку люди решили прогнать его, он уйдет сам «к границе Ханаана», а народ потом пойдет за ним «как за мамой дети». И ушел в степь.
XI
Возле лагеря Моисей встретил кучку еврейских детей, которые рассказали ему о своих находках, захотели послушать о чудесах, которые видел пророк в молодые годы - «коряга то, что горит, не сгорает», чум голос Божий. 1 попросили не идти, но Моисей не мог оставаться Он только посоветовал детям строить «свой мур», оставаться всегда праведными.
XII
Моисей остался один. Он искренне молился Богу, прошу поддержать его в трудную годину. Сорок лет он работал, пытаясь сделать из рабов народ по Божьему подобию. Как кузнец, «клепал... сердца и совести народа», но, кажется, зря. Моисей умолял Бога отозваться к нему, но «молчала пустыня немая».
XIII
Вдруг Моисей услышал голос. Ему показалось сначала, что это говорит его «собственное горе безумное», но это было не так. Голос стал допытываться, почему Моисей взялся вести израильский народ - через гордость, через стыд, что был «братом рабов» или через что-то другое. Голос стал искушать Моисея, пытаясь доказать ему тщетность дела, которому он посвятил жизнь. Когда пророк спросил, кто с ним говорит, тот ответил: «Я Азазель, Темный демон пустыни».
XIV
Моисей все больше стал сомневаться в правильности пути, избранного сорок лет назад. В его сердце «тяжелая борьба шла с самим собой». Может, пусть бы еврейский народ оставался там, где был, потому что «старые гнезда оставили, а новые получить нет ни охоты, ни силы».
XV
Евреи увидели, как на вершине горы стоит какая-то гигантская фигура, простерши к небу раскинутые руки. Это Моисей, молясь, роз мол с Богом, и его тень падала аж на шатры. Люди боялись, чтобы пророк их не проклял.
XVI
Ночью Моисей снова услышал голос, который твердил, что Бог не может управлять ни одиночным камнем, ни даже пылью, не то что народом.
Голос рассказал древнегреческую легенду о слепом гиганта Ориона, КОТОРЫЙ направлялся к солнцу, чтобы обрести зрение. За поводыря взял мальчика, и так и не дошел, потому что ребенок показывала каждый раз в другую сторону - ми на восток, то на запад, соответственно тому, как двигалось солнце.
Гигант - это человечество, которое спешит к незримой цели, стремясь постичь неизвестное и фантастическое, разрушая при этом «родное и знакомое». Мальчик - это «логика фактов», которая насмехается над человечества. И снова зазвучал демонський смех.
XIX
Вдруг задрожала земля, послышался гром, поднялась буря. И здесь із'явився Иегова. Когда все стихло, Моисей почувствовал голос Бога.
Иегова объяснил пророку, для чего тот вывел сынов Израиля из Египта. Надо было духовно укрепить избранный народ, подготовить к будущим испытаниям, ведь им суждено «мир приобретают, его соки И сокровища». Прогресс человечества - это не сокровища земные, а поиск духовности, неуемная жажда совершенствования. Именно этот путь ведет к «обетованного края». А за то, что Моисей на минуту усомнился в Боге, ему не увидеть обещанный конец, он умрет на пороге своей цели.
XX
Евреи увидели, что моисей на скале нет. Ими овладел ужас и стыд.
Вдруг поднялся вихрь в степи. Это в окружении парубоцтва появился вожак, «князь конюхов» Иегошуа. Он призвал к походу, к бою - и ленивые кочевники мгновенно превратились в завоевателей, героев.
Комментарий
Поэма «Моисей» - одна из вершин творчества И. Франко. В ней на основе библейского сюжета рассматривается исторический путь нации, способы пробуждения национального сознания, исторической памяти.
Аллегорический образ Моисея раскрывает роль выдающейся личности в судьбе нации. Пролог к поэме - это Франков завещание украинскому народу, очень актуален не только в эпоху национально-освободительных движений того времени, но и по сей день.
|
|