Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
В чем проявилось новаторство И. Карпенко-Карого как драматурга?

Выдающийся ученый, литературовед А Ефремов отмечал, что новаторство И. Карпенко-Карого как драматурга оказалось в том, что он «пил из собственной рюмки», топтал свою тропу в литературе, первым выступив «за пределы шаблона - той этнографической, с непременным любовью в центре, драмы и дал начало серьезной комедии, ценной и с общественной, и с художественной точки зрения». От драматургии И. Карпенко-Карого повеяло таким свежим ветром, что тот повел сразу уловили и критика, и зрители (ибо драма в первую очередь ставилась на сцене) не только в Украине, но и за ее пределами. Так, во время гастролей украинского театра в Москве 1901 года газета «Театральные известия» дала такую лаконичную, но точную характеристику художественному почерку драматурга:

..Малороссийский вон Островский,

Фотограф родины своей.

Эго перо лишь правдой дышет.

И чужд ему совсем шаблон...

Он также славно пьесы пишет,

Как и играет славно он.

Если каждый из этих, пусть и не совсем ловких, строк проиллюстрировать фактажом, то получится самый убедительный литературный портрет писателя.

Основные свои произведения. Карпенко-Карый написал в 80-е pp. XIX ст., то есть в то время, когда в обществе произошли глубокие изменения, получили развитие новые, капиталистические отношения. Началось интенсивное классовое расслоение, что со всеми своими последствиями дало о себе знать и в Украине. Основной класс тогдашнего общества - крестьянство разделилось на две несоразмерные количественно слои: «хозяев» и «голытьбу». С первой выделились капиталисты-аграрии, которые, скупая землю и эксплуатируя на ней крестьянина, сосредоточивали в своих руках немалый капитал, а из «голытьбы» начал формироваться сельский пролетариат, который вполне отрывался от земли и переходил на положение вечных батраков и батрачек. Условия и образ жизни новых общественных слоев формировали в каждой из них новое мировоззрение, психологию, мораль.

Эти новые явления тогдашней жизни в найтиповішому, найхарактернішому их проявлении И. Карпенко-Карый изображает чрезвычайно сильно и художественно убедительно. Не порывая а национальной театральной традицией (ведь в центре изображения так же остается народную жизнь и народные типы), он все же выводит украинскую драматургию из круга домашних, личных проблем, главное внимание сосредоточивая на общественных вопросах и настроениях, на экономическом развитии народной жизни.

Новый материал требовал и новой жанровой формы, так И. Карпенко-Карый обращается к жанру проблемной, «серьезной комедии», обогатив тем самым не только идейно-тематическую, но и жанровую палитру украинской драматургии. В таких начинаниях драматург не был одиноким, потому И. Франко назвал его лишь «одним из отцов современного украинского театра». Да, Панас Мирный до драматического жанра обратился потому, что увидел отсутствие прогресса «драматической литературы, пробавляющейся или стариной (Котляревским, Квиткою), или кривлянием». Новые проблемы звучали и в отдельных произведениях М. Старицкого и М. Кропивницкого. Но самый глубокий и точный анализ они получили в драматургии И. Карпенко-Карого.

Новые социальные типы изображены драматургом в таких пьесах, как «Бродяга», «Умный и дурак», «Сто тысяч», «Хозяин». Все они представляют яркий тип «хозяина», что уже стоит над сельским в общем и начал запускать когти в тело бедного крестьянина, выпивать, как паук, его жизненную силу. Старшина Михаил Михайлович, Михаил Окунь, Калитка и наконец Пузырь - все это разные лица многоликого кулака, типа новых хозяев, которые, согласно своего капитала, находятся на той или иной ступени социальной лестницы. Но если первые два еще только ступили на тропу наживы, а Калитка ворочает тысячами, хоть и не вышел еще из мужицкой «линии», то Пузырь обладает большой капиталистической машиной с десятками и даже сотнями наемных рабочих. Фигуры новоявленных бизнесменов, пузырей и калиток обрисованы автором во всей обнаженности их «комерчеських» интересов, жизненных намерений и действий. Самое совершенное процессы наступления капитализма на деревню, его мощную и одновременно разрушительную силу изображен в «серьезной комедии» «Хозяин». В центре драматического действия - денежные страсти капиталистического мира, «стяжания без всякой другой цели, стяжания для стяжания», как отмечал сам автор в письме к сыну. Основным объектом изображения послужило «хозяйское колесо» миллионера Пузыря, которое «одних даве, а вторые проскакивают», что символизирует собой всю систему тогдашнего капиталистического хозяйства. В его круговерть подхвачены и хозяева, хозяева жизни (Пузырь, Золотницкий), и их подручные, деморализованные слуги капитала (Ліхтаренко, Феноген, Маюфес), и честные дураки, что не могут прижиться в царстве хищников (Зозуля), и «дешевые рабочие», которые в конце концов протестуют, пытаются, хоть и безуспешно, бороться с непобедимым наступлением капитала.

Чрезвычайно тщательно автор прослеживает весь механизм «хозяйского колеса», законы, логику и философию жизни тех, кто его вращает, ярко описывая мир хищников-собственников. В этом мире, как показывает писатель, все продается, даже интересы ближнего; все держится на расчете, на голом денежном интересе, на мошенничестве и вымогательстве. Автор обнажает хищническую сущность миллионера, дельца-«плутократа», который «шел за барышами вслепую, штурмом крошил направо и налево, плевал на все и знать не хотел человеческой молвы». Он «обманет, обворует, зарежет, ограбить, черту душу продаст - деньги!». Для него нет «ни стыда, ни чести», он непереборчив в средствах достижения наживы - «чтобы барыш, то все можно!». Единственное, что может противостоять ему,- то это такая же «дикая, страшная сила».

За такими же законами и моралью живут и подручные Пузыря, которых вырастил не только он сам, но и «подходящий» общественный почву. «Из всего... надо снимать пользу, хотя бы и зубами пришлось тянут, тяни!» - такой девиз их существования. В обществе эксплуатации и наживы, обмана и мошенничества на высшем уровне (ведь «здесь вор у вора ворует») такое поведение не только оправдывалась, но и узаконювалась. И, конечно, только относительно «хозяев», хозяев жизни. Такой обнаженной социальной критики и такого острого обличительного пафоса к И. Карпенко-Карого украинская драматургия не знала.

Новаторскими в основе своей были также авторские выводы к изображенному в драме. Они звучали не прямо, а опосредованно, через систему характеристик и сюжетных ситуаций. Эти выводы применимы и для сегодняшнего дня, настолько глубоко и всесторонне анализирует автор процессы зарождения и функционирования капитала. В подтексте драмы четко прослеживается мысль, что как отдельное капиталистическое хозяйство, так и общественная система, в которой и мораль, и политика, и этика переводятся в денежный эквивалент, где бизнес существует ради бизнеса, в основе своей является самознищу-вальна, саморазрушительных. Ведь разрушается основа основ - человек, нивелируется человеческое, духовное в ней. А став бездуховной, она никогда не сможет чувствовать себя счастливой.

Важно, что новаторство И. Карпенко-Карого относительно содержания, постановки проблемы, общих выводов гармонично дополняется и новизной формы, средств драматургического решения. Это прежде всего «серьезная комедия», следовательно, уже сама природа жанра диктовала свои законы и требования. Это и отсутствие дешевых комических эффектов, которые создавались клоунадой, развлекательными сценическими трюками. Комизм ситуаций и образов достигается с помощью слова. В центре сценического развития - не действие, а мысль, переданная в диалоге, разговоре или в отдельной реплике. Именно они давали возможность воспроизвести тончайшие оттенки ситуаций, самые разные нюансы характера героя, его внутреннего мира. Для драмы предыдущего времени, сочно декорированной этнографическими экспонатами, разбавленной песенно-музыкальным элементом, это было непривычным. И драматург даже опасался, что его произведение, рассчитан прежде всего на вдумчивого зрителя, на работу мысли, а не на бездумное созерцание, могут не воспринять, что он может «быть занудным» для глядачевого зала. В определенной степени так и было, потому что новое всегда на первых порах вызывает сопротивление. Но драмы И. Карпенко-Карого воспитывали новую театральную аудиторию, формировали ее эстетические вкусы. И в этом также проявилось новаторство талантливого драматурга.