Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

УЛАС САМЧУК
Библейские мотивы и образы в повести В. Самчука «Мария»

Повесть Уласа Самчука «Мария» - уникальное явление в украинской литературе. Это один из немногих произведений, рассказывает о периоде, в течение которого в Украине голодной смертью погибли миллионы людей. В двадцатом веке. В самом центре Европы. На территории с богатыми черноземами и исконными хозяевами. Что это, если не Апокалиптический ужас. Однако уникальность повести не только в правдивом воспроизведении этих жутких реалий: наблюдая за судьбой одной семьи, автор с поистине эпической масштабностью изобразил предпосылки голодного геноцида, бурные события, в которые было втянуто украинское село, да и нация в целом.
Имя главной героини - Мария. Одна из сценических постановок произведения имела название «Слезы Божьей Матери». Трудно не увидеть связи. Узнаваемое имя - знакомый образ. Да и композиционные части произведения названы весьма примечательно: «Книга о рождении Марии», «Книга дней Марии», «Книга о хлебе». Образ Марии приобретает символическое значение. Он одновременно является и собирательным образом украинских женщин-матерей, и вызывает ассоциации с духовной сутью Девы Марии.
Бог есть любовь. Содержание Библии - жизнь во имя любви. По крайней мере так я его понимаю. И именно так жила Самчукова героиня. От своего детского сиротства, лет труда на зажиточного хозяина - к юности, с ее первой любовью и надеждами, она не знала злобы и ненависти, полагалась на собственные руки, ум, достоинство и еще - на Бога. Судьба далеко от нее забросила суженого, Корнея. Мария вышла за нелюбимого - и не могла иметь детей. Они умирали, потому что брак не благословився любовью. Игнат был добрым и мудрым человеком, поэтому и дал жене развод. В ее жизнь вернулся Корней...На этом книга о рождении Марии закрывается и открывается книга ее дней. Вот как долго рождалась Мария, прежде чем эти дни принесли ей счастье рожать самой. И она рожала, растил детей, заботился о землю, пекла хлеб. И все бы ничего, и вдруг - революции, бунты, бесконечные перемены власти, хаос, разбой и смерть. И на этом кровавом фоне повторился еще один библейский сюжет: история Каина и Авеля. В повести соответствующие им образы Максима и Лаврина, сыновей Марии.
Интересна предыстория образов. Лаврина воспитывали труд на земле и книги. Он - один из тех молодых украинцев, что, выйдя из крестьянских семей, становились «интеллигентами в первом колене». Максим рос «харцизом», великим на разбой и преступление. Поэтому не удивительно, что он вернулся с фронтов гражданской войны «большевиком», вместе со шкірянкою и наганом привезя и соответствующую философию. Каин убил Авеля. Максим донес на Лаврина. На то время это было равноценно убийству. Лаврина репрессировали. Он больше не вернулся. Можно только догадываться, какую горькую чашу приготовила ему судьба. Каин был проклят. Максиму за смерть Лаврина, за пренебрежение к матери и к роду отомстил родной отец. Не случайно сцену мести опережает другое. Сидит на завалинке старый Корней. В доме нет ни крошки хлеба, в селе полусумасшедшие от голода люди съели всех собак и кошек, доживают последние дни жена, дочь и маленькая внучка. Отчаяние и безнадежность. К хозяину подходит верный пес Сирко. Умное животное прижимается к Корнея, не боясь топора, лежащего у него под рукой, доверяя хозяину всем естеством. И старик не может поднять руки на давнего дружка. Он занимает Сера за большую мягкую голову - и они долго сидят так, человек и собака, благодаря друг друга за годы, прожитые вместе. А тогда Корней поднимается и идет к сыну Максиму, чтобы посечь его, сонного, топором. Сечет так, «как малый парнишка сечет крапиву или сорняк», так вот кто настоящий зверь - Максим. Нет сострадания, нет жалости, нет даже страха перед наказанием за уничтожение местной «власти». Вышел медленно от Максима, зашел проститься с Марией и двинулись оба с Сирко за село, далеко в поле, чтобы в какой-то момент упасть там друг возле друга и окоченеть...
Особое место в повести занимает «Книга о хлебе». Вспоминается библейское: «тело Божье». Собственно, «Книга о хлебе» - это книга о смерти хлеба. И дело даже не в том, что портится пшеница, рассыпанная в церкви, и не в том, что от захланної власти крестьяне прячут хлеб в гробу, словно покойника. Гораздо более важной является следующая авторская идея: хлеб для украинца-хозяина всегда был не только материальным, а прежде всего духовным феноменом. Труд на земле воспитывала и дисциплинировала, давала смысл жизни и уверенность в завтрашнем дне. В этом смысле смерть хлеба - это еще и смерть самого земледельца, вытравливание хозяйственного, бережного отношения к земле - все то, что мы искупает сей день.
Оглядываясь на прошлое, Улас Самчук размышляет о будущем. Среди бурных, порой кровавых, волн житейского моря уцелел Ковчег: в маленькой хижине церковного сторожа сидит над Святым Писанием Игнат. «Игнат - Ной», - пишет автор, отсылая читателя к еще одного библейского образа. Его проповеди, его страстные, даже гневные обращения к современникам и грядущим напоминают и предвещают: «лучше будет Содому и Гоморре в день Страшного суда, чем вам, что отреклись и плюнули на свою мать!..» И это слова, сказанные для нас. Не слыша и не понимая их, мы приближаем Апокалипсис. Из повести «Мария» делаем важный вывод: надо учиться на уроках прошлого, чтобы достойно прожить сегодняшний день и заслуживать на будущее.