Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Женская судьба в поэзии Т.г.шевченко

"Такого пламенного культа материнства, - писал м. рыльский, - такого апофеоза женской любви и женской муки не найти, пожалуй, ни у одного из поэтов мира. Несчастный в личной жизни, Шевченко самую высокую и чистую красоту мира видел в женщине, в матери". И когда эту любимую или мать, эту святыню топчут, издеваются над ней ожиревшие господа и підпанки, честный человек, а тем более поэт-трибун, молчать не может. Поэтому Шевченко во весь голос заговорил о женщине.

Для Тараса Шевченко женская недоля была не просто одной из тем его творчества, а сгустком крови, которая запеклась в его сердце. Судьба женщины-крепостной для него - прежде всего судьба его родной матери, которую преждевременно в могилу нужда и труд положила", это его родные сестры: Катя, Ирина и Мария, эти "голубки молодії", в которых в наймах косы побелели. Это, в конце концов, его первая трепетная молодая любовь - Оксана Коваленко. Итак, женская судьба для него не только была социальной, но и личной трагедией. А судьба женщины в крепостническом обществе была поистине трагической. Кто только над ней не издевался?! На барщине она работала одинаково с мужчинами, дома выполняла всю домашнюю работу, рожала, кормила и воспитывала детей. А сколько женщин становились жертвами помещичьей разврата, сколько наложило на себя руки!

И здесь на защиту попранных женских прав встал гневный Шевченко. Он собрал воедино все страдания закрепощенных женщин всех эпох и громко рассказал о них всему миру. Его женские образы - это прежде всего неизлечима, самая болезненная рана крепостничества. Вспомним названия его произведений о женщинах: "Наймичка", "Ведьма", "Сова", "Слепая", "Марьяна-монашка". Эти названия не случайны. Именно наймичками, ведьмами, совами, слепыми, монахинями были женщины в тогдашнем обществе. Прочитаем одну лишь поэму "Ведьма" и убедимся, что это обвинительный акт тогдашнему гнобительському лады. Вот она:

 

... В заплатанной свитке дрожала

Какой-то человек. На ногах

И на руках повиступала

От стужи кровь...

 

Десятки "благородных" поэтов того времени считали бы неэстетичным такой образ в своем творчестве, отвернулись бы, увидев такую женщину в жизни. Шевченко не только не отвернулся и не только ввел ее в высокий храм поэзии, а назвал ее своей, родной:

 

... Моя это мать и сестра.

Моя се ведьма, чтобы вы знали.

 

Шевченко поэмы звали к мести над теми, кто топтал женскую честь, достоинство и счастье.

А разве только поэмы? А баллады: "Причинная", "Тополь", "Русалка", "Утопленница", "Лилея" и другие? В каждой из них своя, отдельная история несчастной любви, несчастной по вине социальных условий. Каждая из них - это проклятие тем, кто потерял женскую судьбу, изуродовал красоту, опорочил честь и достоинство.

А лирика? В ней сотни женских образов. И в большинстве из них речь идет о потерянной любви, страчене или искалеченное навсегда жизни девушки или женщины.

Образы Шевченко девушек и женщин не только войной, но и, как правило, высокоморальные. И самая большая заслуга Шевченко в том, что он возвысил женщину-крепостную, женщину-мать на самый высокий пьедестал чистоты, глубины и верности чувств, нравственной красоты и материнской величия. Это Анна из поэмы "Наймичка", Оксана из поэмы "Слепая", Екатерина и Мария из одноименных поэм, Сова и многие другие, чьих имен которых мы не знаем. Мать с ребенком всегда была для Шевченко светлейшим образом, олицетворением красоты, нежности и благородства. Не потому ли стали крылатыми слова:

 

Ничего лучшего нет,

Как тая иметь молодая

Со своим ребеночком малым.

 

Иван Франко писал: "Не знаю в литературе всемирный поэта, который бы так выносливо, так горячо и с целым сознанием говорил в обороне женщин, в обороне их права на полное, чисто человеческая жизнь... Не знаю в литературе всемирный поэта, который бы представил так высоко и так искренне человеческий идеал женщины-матери." Большой Кобзарь видел в женщине духовную красоту, обожал материнство, уславлював верность и искренность. Его бессмертные строки:

 

Брага не будет, супостата,

А будет сын, и будет мать,

И будут люди на земле -

стали идеалом для многих поколений. И для нас также.