Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Народничество - идейно-просветительское движение украинства за освобождение из-под социального и национального угнетения. Возник в первой половине XIX в. в литературной среде, быстро эволюционировал от романтических, нередко экзальтированно-культовых трактовок народа как тайной мистической силы ("козакофільство" харьковских романтиков, молодого П. Кулиша и др.; врожденный демократизм и т.д.), от "балагульничества" и платонического украинофильства "Старой Громады" до тщательного анализа состояния и причин потери статуса субъекта исторического прогресса этим народом и осознание необходимости борьбы за его освобождение (Б. Гринченко, П. Грабовский, М. Старицкий, "Братство тарасовцев" и т.д.). Считалось, что народ запал в "летаргический" сон, его прежде всего следует разбудить. Поэтому первое место отводилось просветительско-культурной работе, которая для бесправных народов, по мнению Б. Гринченко, становилась "в некоторые исторические моменты вопросом, что может перевесить все остальные, забирать все силы, которые остаются после неизбежных соревнований нашего физического существования". Труд ради такой цели иногда сводилась к вынужденному "каганцювання", ведь приходилось начинать буквально с нуля за абсолютно неблагоприятных условий, на что могла решиться личность великой одержимости, которой оказался Бы. Гринченко. Наряду с все более глубоким осознанием национальной идеи писатели-народники, которые придерживались аналогичных установок, утверждались в убеждении, что человеческое счастье добывается мирным и честным путем. Этим они отличались от наполненных ультрареволюцийным экстремизмом российских "народовольцев" - апологетов социальных и игнорантов национальных интересов. Да и выступать открыто против Российской империи было опасно, поэтому Н. выбирало достаточно осторожную, внешне как будто лояльную тактику обороны дезонтологізораного пространства украинства. Несколько более активную позицию занимали "народники" на территории Галичины. Много вреда нанесли украинскому делу "москвофилы" - реакционное ответвление Н., специально культивируемое московским правительством для реализации своих экспансионистских интересов на территории Украины. Н. - исторически необходимая и, безусловно, весомая сила в национально-общественной жизни Украины. Оно имело приоритетное влияние на общественность, хранило нацию, ее культуру от окончательного истребления, закладывало основы национального пробуждения. Но народническая идеология, офіруючи разнообразные духовные проявления украинской души лишь одной великой цели национально-социального освобождения, была преимущественно равнодушной к высокому искусству, которое рассматривала сквозь призму служебных обязанностей. При таких условиях считалось, что заниматься сугубо художественными вопросами - "аморально". Диктат социальной действительности отводил эстетическим категориям второстепенную роль. В такой утилітарній заангажированности слышался отголосок европейского позитивизма, часто в вульгарном русском перетлумаченні, что повлияло на М. Драгоманова, Ивана Билыка (Рудченко), С Ефремова и др., провозглашало, за В. Белинским, эстетические ценности предметом... "сибаритської наслаждения". Модное "хлопоманство" (или "мужикофильство") сводилось чуть ли не к культу, жесткий эгалитаризм требовал от писателей упрощения, популяризаторского письма, якобы только в такой форме понятного "темному" народу. Отсюда брала начало недоверие к интеллектуальных возможностей и эстетического вкуса народа. Заангажированность, перерастая в закомплексованность, наносила непоправимый ущерб творческому потенциалу нации. Будучи в XIX в. единственно правильным ответом на вызов истории, единственно возможной формой существования культуры и литературы, Н. уже в начале XX в. потеряло энергию благородных порывов своего раннего периода, превратилась в неадекватную новым историческим обстоятельствам тормозную силу на пути возрождения нации и творческих поисков литературы. По наблюдению М. Среблянский, течение демократическая в своей политико-социальной сути, она свела свою деятельность на узкую полосу "вялого домашнего культурничества". Однако при этом Н. выявило большую жизнеспособность, наметилось в виде консервативной "красной просвещения" в сутки "расстрелянного возрождения" и прозревшего неонародничества в 60-е (В. Симоненко, И. Дзюба и др.).