Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ОЛЕСЬ ГОНЧАР

Мое отношение к образу Володьки Лободы (по произведению А. Гончара «Собор»)

Первую публикацию романа В. Гончара «Собор» литературоведы и критики встретили с восторгом, ведь автор создал галерею положительных персонажей, которые работают на благо Родины. Но через несколько дней после выхода романа развернулась широкомасштабная акция осквернения произведения: проявлял свою бдительность академик Шамота, единодушно возмущались в коллективных письмах «металлурги», «шахтеры», «крестьяне». Определенную роль в разгроме «Собора» сыграло то, что Володьку Лободу было легко узнать. Подобные ему «выдвиженцы» сносили соборы, строили атомные станции в густонаселенных районах, планировали повернуть реки и т.д. В сравнении с другими безголовыми руководителями Володьке Лободе выпадает скромное место: нет ли у него ловкости, смекалки, которые были присущи высокопоставленным бюрократам. Он портит себе анкету необдуманным разводом, сдает отца в дом для ветеранов, глупо, по-мальчишески, прячет у себя в кабинете «охранную грамоту», снятую ночью из собора, силой сватает «безпаспортну» Єльку, приезжает с друзьями на браконьерскую уху в родной поселок, где его все знают. Он птица невысокого полета, и вся его карьера укладывается в им самим определенные рамки: «...тебя провожал инструктором, а сейчас сам инструкторов гоняю».

Лобода наполнен «гениальными» идеями, которые он так и сыплет на ходу. «Комнаты счастья», викторины, карнавалы. Дворец бракосочетания, праздничные кольоретки для конфетных коробок - все это его изобретения. Но душа «гения» стремится к чему-то более масштабного. Взгляд карьериста останавливается на обшарпанном соборе, возвышающемся среди Зачиплянки. Правда, к 300-летию Переяславской рады Володька предложил надеть собор в леса, но реставрировать его, естественно, никто не собирался. Лобода сумел сымитировать внимание к памятникам старины, а после праздника леса сняли. Собор сделался притчей во языцех, портил красоту рабочего поселка и Володьчину карьеру. Выдвиженец мечтает снести собор, а на том месте «відгрохати» крытый рынок или молодежное кафе, чтобы «в области только ахнули бы». Вот «ахнули», заметили, оценили, повысили - главная движущая сила всей деятельности Лободы. Вся эта жалкая возня свидетельствует о его тупуватість, ограниченность и неповоротливость мысли. Он кажется водевільним персонажем, но сейчас мы уже знаем, на что способна такая воинствующая посредственность на руководящих должностях. Это сила, которая идет по миру и задает тон. «Эйнштейн ничто по сравнению с ним. Тот делает открытия, а это решает. Кнопки нажимает. Кладет резолюцию на твоей судьбы... Для него мы подопытные. Он считает долгом нас что-обстрогать, подогнать под собственное подобие... Его мечта - видеть вокруг себя легионы, которые одинаково думают, на тебя и на меня он смотрит как на сырье, как на руду, из которой надо болванки выплавить», - так говорит Ромчик Орлянченко о Лободе. Деятельность таких выдвиженцев привела к экологических и социальных катастроф, к той жизни, которой живет народ современной нам Украины - независимой, свободной, но голодной, обанкротившейся, несчастной страны.