Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

«КАК ТЕБЯ НЕ ЛЮБИТЬ, КИЕВ МОЙ...»

В XII в. монах Нестор называет Киев «матерью городов русских», но о его создании существует несколько легенд. Как известно, наиболее распространенной является версия основания города братьями Кием, Щеком и Хоривом вместе с сестрой Лыбедью. Быстро рос город. Народные умельцы создавали большие и красивые сооружения. Народ творил культуру. Письменность на Руси возникла еще задолго до принятия христианства. Ученые считают, что уже тогда в церквях, соборах, монастырях было несколько тысяч книг, но до наших времен сохранилось около 250 произведений. Почти во всех из них можно найти что-То про Киев - город на высоких склонах Днепра, город необычайной красоты.

Писатели разных времен упоминали Киев в своих произведениях. На Киевщине происходят события «Кайдашевой семьи» и «Афонского проходимца» И. С. Нечуя-Левицкого. Стоит вспомнить и произведение этого же автора «На Кожемяках», что в переработке. Старицкого имеет название «За двумя зайцами». С Киевом связаны произведения «Ярослав Мудрый» и «Свіччине весілля» Ивана Кочерги, «Чорна рада» Пантелеймона Кулиша, «Диво» Павла Загребельного, поэзии Андрея Малышко, Дмитрия Луценко и многих других.

В драматической поэме «Ярослав Мудрый» Иван Кочерга впервые в своем творчестве обращается к образу реального деятеля прошлых веков - давньокиївського князя, с деятельностью которого связывается представление о наивысший расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый показан как дальновидный политик, опытный государственный деятель. Рассказ о нем ограничена рамками 1030-1036 лет, когда великому князю удалось обуздать междоусобные распри на киевских землях и отбить нашествие печенегов. Ярослав стремится создать могучую державу. Поступки его бывают довольно суровыми и даже жестокими. Так, он велит казнить новгородского посадника Коснятина, когда тот попытался нарушить «мирный лад». Но жестокость Ярослава объясняется его государственными планами. Это понимал даже сын Коснятина, который сначала приходит в Киев, чтобы отомстить Ярославу за смерть отца, но в конце концов осознает правоту действий князя, которые направлены на благо Киевской Руси. Находит в себе силы преодолеть чувство личной обиды и еще один герой произведения - каменщик Журейко, который тоже постепенно приходит к выводу, что Ярослав заботится прежде всего о мощь и силу Киева. Поэтому именно Журейко не только спасает князю жизнь, но и, узнав о поход печенегов, призывает на помощь киевлянам новгородцев. Любовь Ярослава Мудрого к родной земле, о единстве и процветания которой он постоянно заботится, делает образ киевского князя привлекательным, а само произведение - очень актуально для нашего времени.

Современники Ярослава Мудрого называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя. Гости города и сегодня считают, что Киев поражает каким-то особым обаянием, даже мистической таинственностью, которой веет от многочисленных золотых куполов в городской панораме. «Поди-высь на город, который сияет на возвышенности; посмотри на церкви цветущие; посмотри на христианство, которое растет; посмотри на все город, освещенный иконами святых, окутано фіміамами, переполненное звучанием хвалы и божественных песен». Так писал о киеве в 1051 г. митрополит Иларион. Город тогда был центром православия первого славянского государства. И сегодня времена Киевской Руси считают золотым временем города, возможно, еще и потому, что последующие века не принесли ему счастья. Покорен и оставлен в пепле монголами, позже завоеван поляками и литовцами, затем захвачен Великорусской империи, дважды оккупирован немцами и до недавнего времени присоединен к советской империи, Киев может перечислить годы своей независимости на пальцах одной руки.

Гордо возносятся в небо девятнадцать куполов Софии Киевской, которая стоит более девяти веков - прекрасный памятник древности. Вьется до Подола Андреевский спуск, где в доме № 13 жил до революционного хаоса Михаил Булгаков, который в одном из рассказов скажет: «В мире нет города красивее, чем Киев». А вот что он пишет о Владимирскую горку: «Глубоко ночью легла угольно-черная тьма на террасы самого прекрасного места в мире - Владимирской горки. Уже сотню лет стоит на черном постаменте чугунный черный Владимир и держит в руке большой крест. Каждый вечер, как только мгла ложится на склоны и террасы, крест загорается и зажигает ночь».

О вечер на Владимирской горе поэтично говорит Ь С. Нечуй-Левицкий: «Чтобы постичь глазом больше пространства на горизонте, я иду по тротуару над самым краешком обрывистых гор, будто утесов. Прохожу я две недавно посаженные широкие аллеи под белой стеной монастыря и заглядываю с обрыва вниз, где недавно была зсунулась гора и где теперь в той узкой згористій долине сделали деревянные лестницы на Подол, дохожу до шпиля над крутым верхом горы...

Какая ширь! Какой простор! Я сягаю глазом по тому пространстве на закат, осматриваю его, и перед моими глазами темной полосой будто решается на небе полукруг с гор от Андреевской горы к Кирилловского монастыря, а дальше вновь синеют полукружия горы над Оболонью... Солнце низко стоит на западе между белыми и сизыми облачками, красное, как слой, как в раскаленное докрасна железо, без лучей, только будто в сиянии ед жару. Небо внизу над лесами деликатно голубое, а кое-где будто зеленое, лиснюче и прозрачное, как будто помальоване стекло. Над Оболонью висят низко белые, тонкие, аж прозрачные, облака» (И. Нечуй-Левицкий. «Вечер на Владимирской горе»).

О солнечный Киев писал Иван Багряный: «Солнечный Киев и бульвар Шевченко.. Каштаны, словно большие паникадила, парадно расставлены на улицах, воткнуты в черную, увлажненную майским дождем землю. Они стоят и триумфально кадять в небо золотой пылью, запахами, буйным пафосом цветения, а на листьях и на свечах цветков мелькают дощинки, бриллианты капель, излучая радуги...» (И. Багровый. «Солнечный Киев»).

Киев - это каштаны и бульвар Шевченко. Это молодость, жизнь. Вспомним «Песню про Киев» Андрея Малышко:

Снова цветут каштаны,

Волна днепровская бьет.

Молодость мыла. Ты сердце мое.

Сердце Киева XVII в. для Пантелеймона Кулиша и героев его «Черной рады» - это Киево-Печерская лавра. Автор считает, что человек не может словами описать все те церкви, иконы, колокола, которые есть в Киеве. И что много дали бы за то, чтобы вернуть времена, когда никто не мешал расти, хорошеть Киеву.

Киев всегда привлекал алчных врагов своей красотой и богатством. Защищая город от монголов, печенегов, киевляне насыпали земляные валы, что превращало город в крепость. Для добрых людей строили ворота. Лучшие из них - Золотые. Они были как бы символом независимости, никто из врагов не зашел в город через эти ворота.

Во время войны 1812 г. жители Киева вышли строить укрепления. В период оккупации города в Великой Отечественной войне поднимались киевляне на борьбу с за-гарбниками (создавались подпольные группы, распространялись листовки, уничтожались важные документы). А сколько погибло людей во время битвы за Киев 1943 года! Нельзя не вспомнить Бабий Яр, где расстреляны тысячи киевлян, а сколько их погибло в сталинских лагерях... .

Стоит сторозтерзаний Киев

И двести распят Я.

Так писал о времени установления советской власти в Украине Павел Тычина, который всю свою жизнь нес тяжелый груз душевных терзаний за свой трагический выбор певца октябрьской революции.

Отходят в прошлое для Киева те времена, когда на его площадях устанавливались памятники тем, кто хотел покорить наш свободолюбивый народ, кто разрушал нашу историю, наши церкви, наши надежды.

Снова открылась Киево-Могилянская академия - учебное заведение, до которого в XVII-XVIII веках мечтали попасть люди разных стран мира. В историю академии войдут и первые выпускники XX века, которые, возможно, дополнят наши знания о том, «откуда мы пошли и чьи мы дети» (Г. Радишевский).

«Киев... Русь...... Эти слова с глубоким уважением и гордостью произносит каждый сознательный украинец, потому что они выражают духовную близость к земле своих родителей, родословной украинского, его славной и одновременно трагической истории.

Вот уже более 15 веков возвышается на днепровских склонах златоверхий Киев, которому выпала историческая миссия стать «матерью городов русских», «сыграть важную роль в формировании одного из крупнейших государств средневековой Европы - Киевской Руси». Веками витворювалася традиция идти в Киев, как когда-то паломники шли К святым местам, чтобы поклониться своим предкам, пережить духовное единение со своим родом.

София Киевская и Золотые ворота княжеского города, Выдубицкий монастырь и Киево-Печерская лавра с остатками Успенского собора, старинный Подол и седовласый Борисфен-Днепр - все цс духовные символы национальной истории и культуры, без которых не мыслится украинская земля и путь народа в будущее.

Осматривая с высоких киевских холмов далекие пространства вне Днепром, прислушиваясь голоса веков, невольно задумываешься: откуда мы пошли и чьи мы дети? Кто жил на наших землях несколько тысячелетий назад и на каком языке общались наши предки? Какого происхождения слова «Русь», «Украина»? Или мы имеем достаточно фактов, чтобы говорить, что название реки Укра-Скра, протекавшей на границе Западной Славянщины с племенами укры, украны, могла послужить этнонимом до названия Украина? Почему киевский князь Святослав утверждал, что возле реки Дунай как раз середина земель его владение и именно туда хотел перенести столицу? А кто были те строители городов, храмов, памятников зодчества, что на протяжении многих веков очаровывают потомков своим совершенством и красотой? Таких еще полностью не выясненных вопросов возникает немало» (Г. Радишевский. «Славный Киев на века»).

Самым большим украшением каждого города есть люди. Жизнь и творчество многих украинских писателей, музыкантов, художников, скульпторов связаны с Киевом. Очень любил город Т. Г. Шевченко (остались интересные зарисовки пейзажей Киева). Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров были членами Кирилло-Мефодиевского братства. Киев - это город С. Васильченко, М. Рыльского, М. Бажана, В. Сосюры, П. Тычины, Ю. Яновского, Остапа Вишни, Олеся Гончара. В Киеве работали Врубель, Нестеров, Васнецов.

Прекрасно написал о Киев Дмитрий Луценко:

Спит утомленные город

Мирным ласковым сном.

Ген огне, как ожерелье.

Разлились над Днепром.

Вечеров аксамитов -

Языков счастья прибой.

Как тебя не любить,

Києве мій...