Сочинение
Иван Котляревский
ОТОБРАЖЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ЖИЗНИ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв. В ПОЭМЕ И. КОТЛЯРЕВСКОГО «ЭНЕИДА»
«Энеида» - героическое произведение древнего римского поэта 1 в. до н. есть. Публия Вергилия Марона. Пародировали его итальянец Д. Лалли, француз П. Скаррон, немец А. Блюмауер, россиянин М. Осипов. В украинской литературе к переосмыслению Вергілієвої «Энеиды» И обращается. П. Котляревский, используя жанр травестійно-бурлескной поэмы.
Травестія - одна из форм сатирически-юмористической литературы. Название ее происходит от итальянского слова travestire,что означает «переодевать». Особенностью травестии есть шутливое изображение событий и героев, которые ранее были описаны серьезно.
Бурлеск (от итальянского burla - «шутка») - это своеобразная форма, юмористической поэзии, шутливое произведение, в котором серьезная «высокая» тема разрабатывается в сниженном, ироническом тоне. Существенным признаком бурлеска является контраст между характером темы и своеобразием ее языкового изложения.
Автор украинской «Энеиды» Иван Петрович Котляревский (1769-1838) родился в г. Полтаве в семье канцеляриста городской управы, где и прошли его детские и юношеские годы. Не желая связывать свою жизнь с духовной карьерой, Котляревский прекращает обучение в духовной семинарии и некоторое время работает канцеляристом, а потом домашним учителем в помещичьих семьях. Пребывание на селе дало возможность писателю наблюдать жизнь простого народа, изучать его обычаи, быт, фольклор. Бывая часто на свадьбах, Котляревский записывает песни, поверья, поговорки, наблюдает обряды. Все это он использовал в своей писательской деятельности, которая началась в этот период, в частности в знаменитой «Энеиде». Первые части произведения, написанные 1794 г., были выданы помещиком М. Парпурою, к которому случайно попал популярный рукопись. Лишь в середине 20-х годов XIX в. была закончена работа над поэмой, что в полной мере свидетельствует о большом внимании, которое уделял Котляревский осмыслению и раскрытию основной темы своего произведения - жизни Украины конца XVIII - начала XIX века.
Сюжетная схема Вергілієвої поэмы дала возможность Котляревскому показать жизнь и быт украинцев, создать колоритные образы, сатирически обличить пороки общества. В образах Энея и троянцев выведено свободолюбивых запорожцев, которые после разрушения в 1775 г. Запорожской Сечи начали искать новые свободные земли, поселяясь на Кубани, а иногда даже за Дунаем. Приближение сюжета поэмы к реальной украинской жизни, представление событий через призму украинских обычаев и истории делают поэму интересной и неповторимой. М. Костомаров писал, что И. Котляревский в «Энеиде» «перенес ее остов На малороссийский крестьянский мир и изобразил этот мир чрезвычайно точно и талантливо».
Эней появляется в поэме уже с первых ее строк как
..парубок моторный
И парень хоть куда казак.
Притворился на всеє зле проворний,
Близкий од всіх бурлак.
Эней обладает незаурядными способностями, присущими народному предводителю. Он способен возглавить троянцев, чтобы вести их к берегам Латинской земли. Не все безоблачно на пути Энея и троянского войска. Его лютый враг богиня Юнона не может смириться с тем, что Эней будет первым римским царем. Не без вмешательства Юноны он надолго останавливается у Дидоны и, влюбившись в нее, забывает о своем долге, развлекаясь и весело проводя время. То есть Котляревский не идеализирует своего героя. Его Эней - простой смертный, который не свободен от соблазнов жизни. Только после вмешательства богов у него просыпается чувство долга и велением Юпитера Эней покидает Дідону:
Хоть он за ней и сокрушался
И миром целый день томился.
И ба! ишь надо покидать.
Вскоре Эней оказывается с троянцами в Латії, где их встретили с большим почетом. И вскоре царь рутульців Турн начинает разжигать войну с троянцами, потому что не хочет уступать троном с чужаком. Чтобы предотвратить кровопролитие, Эней вызывает Турна на поединок, из которого выходит победителем. В этом единоборстве он выступает как человек исключительной силы и отваги:
Прямой, как сосна, величавый,
Бывалый, способен, тертый, живой...
На него все баньки п'ялили,
И сами враги хвалили.
Троянцев автор сначала рисует в бурлескному плане. Но в последних частях поэмы на первый план выступают такие черты их характера, как дружба, смелость. Самое сильное чувство, которое ими движет в жизни, - патриотизм:
Любовь к отчизне где героїть.
Там сила вражья не устоит.
Там грудь сильнее вот пушек.
Чувство патриотизма ярко воплощенное в образах молодых воинов Низа и Эвриала, которые пробрались во вражеский лагерь и пожертвовали своей жизнью ради товарищей. Вообще, Эней и троянцы в определенной степени воплощают свободолюбивый, неистребимый дух казачества, здоровую народную мораль.
Представителями помещичье-чиновничьей верхушки в поэме выступают боги и цари. Если у Вергилия олимпийские боги уважаемые и умные, то у Котляревского они изображены в пародийном плане. Боги Зевс, Эол, Нептун, богини Венера, Юнона, цари Латин, Турн - все н и дилэни такими чертами, как сварливость, интриганство, жестокость, зависть, взяточничество. Юнона обещает богу ветров Эола «девку чорнобриву» за то, что тот сделает на мире бурю и потопит троянское войско. Эней, которого эти ветры захватили в море, обращается к богу морей Нептуна: «півкопи денег в руку суну чтобы на море шторм утих». Зевс использует власть для удовлетворения личных интересов, его не интересует судьба других людей хоть, как известно, Зевс - повелитель Олимпа, то есть верховный бог. Основное его занятие - пиры, развлечения, пьянство:
Зевес тогда кружав сивуху
И селедкой заедал;
Он, выпив седьмую восьмуху,
Последыши из кварты выливал.
Меркурий выступает в поэме «языков котище каурый», Эол и Нептун - предатели, которые за любую подачку готовы на все. Венера и Юнона напоминают сварливых, развращенных помещиц.
Царь Латин - «старый скупендя», «дрожал, как Каин, за алтын». В лице Турна изображено самолюбиво-ограниченного князька, что «по-военному обычаю» пьет чай с водкой. Иронично описанная Дидона:
Каждый день было у них похмелье:
Пилась водка, как вода.
Каждый день пиры, как свадьба.
Все пьяные, хоть посуньсь куда!
Сатирически изображая небожителей, Котляревский масками богов и царей показывает никчемность представителей господствующих классов, осовременив их в бытовом плане и переодев в украинскую одежду.
В поэме правдиво и детально воспроизведены черты национального быта. Автор сочно изображает народные праздники, игры, танцы, обычаи и поверья. С этнографической точностью, например, описанные вечерницы в аду, куда привели Энея, чтобы погадать ему. Да и не только вечера. Все картины подземного царства - это яркая, живая панорама украинского жизнь. Здесь отражено поминки, похороны, гадания, народные лечения и т.д.
Рисуя картины пиров, автор упоминает огромное количество блюд и напитков, характерных для украинской национальной кухни: лемешка, кулеш, галушки, борщ, Уха и другие. А какой богатый выбор одежды, наряды! Пинт подробно описывает костюмы Дидоны, Юноны, других богов и царей, и это является украинский национальный костюм. Представляются также сведения о украинские народные инструменты и танцы, песни и фольклор.
«Энеида» - это настоящая энциклопедия для этнографа, с помощью которой можно изучать народную жизнь того далекого времени.
|
|