Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей
Конкурс на лучшую творческую работу 2010 года

Эволюция творческой манеры Панаса Мирного

Для того, чтобы совершенствоваться, развиваться, выделяться из ряда художников, писателю или поэту нужно обязательно эволюционировать в манере своего письма. Позже литературоведы будут определять феномен того или иного писателя, и обязательно укажут его нововведения и охват новых пространств творчества.

Панас Мирный - это уникальная личность, которая почувствовала все поля творческой деятельности, ведь он попробовал и малую прозаическую творчество, и психологические романы большого объема, и драматургию, и поэзию, и даже переводы и перепевы. С семьдесят один год жизни ему удалось рассмотреть столько жизненных тем и проблем , что хочется аплодировать ему стоя на коленях.

Итак ,сначала рассмотрим эволюцию жанра в творчестве Панаса Мирного. Когда Афанасий Яковлевич Рудченко служил в городах Полтавщины, началась его литературная работа и фольклористическая деятельность. Часть собранных П. Рудченко фольклорных материалов была впоследствии опубликована его братом Иваном Билыком в сборниках «Народные южнорусские сказки» (1869, 1870) и

«Чумацкие народные песни» (1874). Для Панаса его старший брат Билык был образцом. Рудченко еще активнее начал заниматься литературной деятельностью. Публиковал свои фольклорные материалы в «Полтавских губернских ведомостях», печатался в «Основе», а позже издал отдельные сборники сказок и песен, переводил рассказы Тургенева, выступал в львовском журнале «Правда» с критическими статьями. Начинал Панас Мирный свою личную творчество из самых простых жанров. Первые его произведения - стихотворение «Украине» и рассказ «Бес попутал». Свое творчество Панас Мирный начал с поэзии. Поэтическое наследие насчитывает около 300 стихотворений. Поэзия Мирного представляет интерес для исследователей, потому что дополняет его поиски слова, но она никак не может стоять на уровне с его прозой.

Творческая личность Мирного не будет очерчена полностью без его переводческой работы. Переводил произведения Пушкина, Лермонтова, Островского, Шекспира и др.. Пользуясь характерной для украинских дум образно-стилистической и ритмической системой сделал оригинальный перевод «Слово о полку Игореве» - «Дума о войско Игореве».

В историю украинской литературы он вошел как автор психологической прозы, ибо его поэзия не дала ему большого успеха. Он создал большие полотна ,которые стали этапными в установлении украинской прозы. В 1872 он начинает работу над огромным романом «Разве ревут волы как ясли полные?». Известно, что он очень долго собирал информацию на этот роман и 6 раз перевидавав его. Но еще перд тем , как закончить такую массивную работу он издал несколько рассказов, повестей , романов: «Пьяница», «Лихие люди», «Проститутка», «Лови», «Морозенко», а также драму «Лымеривна». Так вот Панас Мирный практиковался в почти всех прозаических жанрах актуальных на то время. Мало того, он проявил себя как драматург (драматические произведения «В монахинях», «Перемудрив», «Пагуба» , «Лымеривна»). Сам автор не раз писал ,что его пьесы не предназначены для постановки на сцене. Они были настолько насыщены психологизмом и подтекстами ,что трудно было все это передать обычными диалогами. Возможно, его драматические произведения не достигли такой высокой оценки, как проза, но все-таки их не обошло глаз литературных критиков, а это уже о чем-то свидетельствует.

Наконец в 1875 он закончил работу над романом «Разве ревут волы как ясли полные?». Этот роман принес писателю большую известность. Вот так Панас Мирный эволюционировал от жанра к жанру, искал чего-то нового и укрощал старое.

Ясно, что не только прогресс в освоении жанров является большой заслугой писателя, но и дифференциация тематики и проблематики.

Франко писал о нем, что это «сильный эпический талант». Франко обращал внимание на его мастерство в психологическом анализе: « Панас Мирный - Афанасий Руденко принадлежит к виднейших украинских повістярів и достопримечательностей особо точной характеристикой действующих лиц и углубление их психологией».

Попробуем, хоть как-то подтвердить слова известного критика и ,конечно, не разочароваться. Вот например, описание Григория с «Проститутки» после неудачного для него суда: «Лицо его было красное, злое, глаза казнили свою острую колкость и как-то мрачно смотрели, словно говорили: ну теперь все пропало! Обиженный и побитый он вышел из того соревнования ,которое сам завел. Ни одна его мысль не справдилась. ни одна надежда не развеселила....Мрачный пошел он домой.».

Панас Мирный не оказывает положительного или отрицательного отношения к героям. Он , вроде, сам пытается оправдать каждого из них, потому что каждый из них за что-то боролся, чему-то стремился и считал ,что это правильно. И все-таки автор выражает каждым произведением мысль : «на что боролся на то и напоролся».он создает причинно-следственные связи в произведениях. Автор побуждает самого читателя мыслить о сосуществовании добра и зла в произведениях, о каждом из героев.

И если мыслить о каждом из героев самостоятельно, найдете ли вы хоть одного полностью положительного? Грицко, который противопоставляется Чепцы, как доброжелательный и хозяйственный тоже не без погрешностей. Когда он узнает о захвате Христе, своей Цепкой женщины, то он отнюдь не доброжелательно относится к Чипки. Он обсуждает его перед женщиной, чтобы только о Цепкую не думала.

Цепкая, вообще герой, который создан из противоположностей в одном характере. Так же из противоположностей созданный герой Петр Увалень. Его бред основывают внутренний психологический конфликт. Он не может понять,кто он и каково его назначение.

Иногда Панас Мирный дает характеристики героям для полного видения читателем состояния души и тела человека. Поэтому здесь он использует именно внешние характеристики с подтекстом на внутренние переживания: «не иметь, то не живой человек, то - выходец с того света. На ее костлявых плечах сереет рубашка, широкая-широкая, как не на нее шита; шея желтая, как у мертвяка, как-то вытянулась, светя своими костями; щеки внутрь увалилися, желтым воском взялись;глаза ,как будто олив'яні шаги, светили;под ними языков синие мешки висели; кругом красные кружала...» или описание Оболтуса в тюрьме «То не человек, а тень мужская слонялася по дому».такое тяжелое психологическое нагрузки ему удавалось делать только благодаря внешнему описанию. Ощутима настоящая рука мастера-психолога.

Но самое интересное, что этому мастеру покорялись не только такие характеристики. Мне ,кажется, он создал существенно новый способ описания героев благодаря их мыслям. Мысли, конечно, используют много авторов ,но Панас Мирный делает это специально с определенной целью. Изображение чувств у Панаса Мирного происходит через авторские самонаблюдения .

Внутренние мысли у героев Панаса Мирного выходят обширные, поэтому охватывают все его внутреннее естество, а не только отношение к определенному явлению или ситуации. Даже точнее говоря ,используя определенную ситуацию он проявляет всю сущность героя: «Она радніша бросить его сейчас и улететь обратно, в город...А еще же только сегодня суббота, к завтрього после обеда ей быть...Такая тоска разбирает ее, так ей тяжело и трудно!».Здається, Христя должен радоваться ,что приехала в родное село, к родной матери, а взамен она скучает за городом. В такой короткой мысли главной героини автор выкладывает ее привязанность к городу, ее предпочтения местных нравов, да и в целом ее психологические изменения в характере. Вместе с этим он выдает существенный анализ города, где проявляется одна из главных мыслей произведения : город портит человека. Такой лозунг прозвучал так открыто и твердо впервые .

Освещается эта мысль во многих произведениях. Например, в произведении «Бес попутал», когда бывший крестьянин Василий( его уже испортило город) соблазняет простую крестьянскую девушку Варку и делает ее матерью-одиночкой. И только из контекста мысли героини мы выделяем множество деталей для анализа произведения. Проявляется проблема негативного влияния города на крестьянина также в романе «Проститутка» . Молодая девушка Христя раз за разом «внутряє» в себя все правила города.

Целую эстетическую программу Панаса Мирного можно представить как программу на реалистичный тип созидания. Благодаря творчеству Нечуя-Левицкого и Панаса Мирного происходит становление нового художественного стиля изложения - объективного типа рассказа, то есть рассказ происходит не от имени какого-либо персонажа, а развивается объективно.

Создавая свои произведения ,Панас Мирный выбирает такой стиль, чтобы было впечатление, что автор не включается в план рассказа. Он избегает субъективных выводов и оценок. Это о том, что я отмечала выше, что ему ненужное личное негативное или позитивное отношение к героям. Он хочет, чтобы читатель сам учился анализировать и мыслить. Создавать произведения для анализа гораздо труднее, но они гораздо литературно ценнее.

Панас Мирный ,сравнивая в произведении «Разве ревут волы как ясли полные» пореформене положение крестьянства и во времена крепостного права, высказывает мнение о том, что между ними нет существенной разницы. Видимо, с этой целью в произведении автор использует прием - возврат из современности в прошлое, который называется ретроспекция. Этот прием наглядно видим на примере произведения «Лихие люди» или «Разве ревут волы как ясли полные». Петр Увалень в своих грезах возвращается в детство и в юность. Автор делает это для того, чтобы ярче показать эволюцию человеческих характеров с самого начала их зарождения. Ретроспекция чувствуется внутри тех социальных явлений, которые формируют характеры. Благодаря противопоставлению он рисует картину различия села и города, господ и крепостных. Для выявления главной идеи произведения о порче городом и противопоставление его селу, можно привести такую цитату: « Печально посмотрел он сквозь пыль и пыль на человеческую беготню, на чудной гук города. Не спит оно, да еще и не собирается спать...Началось отдельное городское жизнь - жизнь ночи...Село не знает его, ибо не знает и той страшной духоты ,днем поднимается с каменных улиц...».

В романе «Проститутка» вокруг истории основываются характеры ,которые составляют целостную картину царского общества второй половины 19 века. Здесь сборщик налогов Григорий, крестьянин среднего достатка Карп, городской лавочник Загнибеда, земский глава Колесник, потомок старшинского рода Лошаков, чиновник Проценко и многие другие. Такой литературный образ-изображение всего общественного строя через положение героев произведения, автор использовал очень умело и по-новому. Короткие истории о каждом из них свидетельствуют о процессе развития каждой личности, на основе чего мир предстает целостной картиной бытия, развиваясь по своей внутренней логике.

Иногда он обращается к первому лицу, как в повести «Лихие люди». Он обращается к своего главного героя: «ты слышишь ,Петр, кто тебя спрашивает? Видишь ли ты, кто за сотню верст, по дождю, чертям, примчался к тебе, не спавши и не прилягавши и на часок, не съев крошки хлеба, с того бесталанного времени, как тяжелая весть дошла до ее уха?». Такое обращение является очень своеобразным и интересным. Автор настолько поверил в своего героя, сопереживая ему, пытается вытащить его из этой беды.

Еще одной характерной чертой творческой манеры письма Панаса Мирного есть сны. Сон - это своеобразный мостик к предметного изображения сферы мысли: сны Чипки сны Христе, сны Петра Оболтуса. Писатель протискивается в подсознание. Когда Цепкая видит свои сны, то они начинают вести внутренний психологический конфликт с самим собой, ибо есть отражение его другого «Я». Оно не лучше и не хуже, а просто другое. Герой чувствует раздвоение своего характера , и поэтому страдает от ужасной боли, что сопровождается сомнениями и попріканнями. Кажется, будто сам автор наказывает своего героя. Благодаря причинно-следственным связям в произведении автор наказывает своих героев тяжелыми препятствиями в их жизни. Он играет их жизнями, как куклами. Петр Увалень видит в снах детство ,маму, юность, своих товарищей. Сны Оболтуса скорее всего выступают как бред и бред эти тоже терзают его душу. Вообще произведение «Лихие люди» можно сказать полностью построен на таких грезах, ибо именно костяк в произведении состоит из Телепневих снов. Как бы не эти сны, герой остался бы «безмолвный», в том плане ,что он не принес бы никакого смысла, сути произведения.

И создает препятствия автор не только крестьянам и крепостным, но и господам. Он ярко изображает, что господа тоже люди и они способны не только издеваться и бить «сверху», но и страдать еще больше чем кто-либо. Елена Ивановна Загнибеда в романе «Проститутка» едва выдерживает свою тяжелую судьбу. Муж постоянно издевается над ней, но она молчит ,потому что знает, что будет только хуже. Такое своеобразное изображение многострадальной мещанки является также способом дидактическим для вывода главной идеи произведения. Елена тоже была девушкой из села, а тяжелую судьбу принесло для нее город.

Основой художественного изображения есть эпичность. Это не только внешняя форма проявления авторского сознания, это суть мышления писателя.

Манера прозаического изложения Панаса Мирного дает нам представление о основные типологические черты реалистически-психологической прозы второй половины 19 века. Формирование объективного рассказа свидетельствует, что в творчестве писателя происходит переход от изображения художественного материала через сознание субъективного рассказчика к так называемой объективизации и возникновения изображение мира как эпических событий, то есть создание целостной картины действительности.

Истомина Юлия