Сочинение
Сочинение из народоведения. Украинские народные песни
Среди всех видов украинского фольклора самое важное и почетное место
принадлежит песенном творчестве. Обрядовые песни, думы, исторические песни, баллады,
лирические песни, частушки - такие основные ее виды. Народные песни обладают
замечательной способностью пленять сердца человеческие, поднимать настроение, вдохновлять желание,
вдохновлять в работе, овіювати, утолять душевные боли, умножать силы в борьбе. К
песни обращаются при самых разных жизненных ситуаций. В ней всегда можно
услышать родной сердцу голос Родины, уловить эхо своих самых интимных
чувств и затаенных мыслей, золотой луч надежды, слово мудрому совету и тихой
ласки. Тем-то трудящиеся горячо любят свою напевность, гордятся ею перед
миром: Гей течения я до Днепра и так си думаю: Нет лучших
співаночок, как в нашем крае. Проникнутая любовью к родной земле, песня
опоетизувала не только человека, но и природу края: "Лугом иду, коня веду...",
"Цветет терен, цветет терен, цветет и опадает", "Месяцу-королю, миры нам дорогу",
"Ветер веет, солнце греет", "Пливе човен води повен", "В конце плотины шумят
ивы". Самыми древними по происхождению являются обрядовые песни. Они возникли в связи
с трудовой деятельностью людей. Романтически возвышенные колядки и щедривки
поэтическими словами славили обычную трудовую человека, отвлекали его мысли от
тяжелых обстоятельств жизни и вели воображением в идеальную страну вимріяного и желаемого.
Фигура хозяйки в колядках овеяна высокой поэзией, теплотой и любовью.
По дрова пошла - золотая внесла, По воду пошла - мед-вино внесла!
Парень в колядках и щедривках - неутомимый труженик i богатырь-воин, счастливый
охотник, все в него необычайное, особенно конь и оружие: Нет в короля
такого коня: А у моего коня золотая грива, Золотая грива, серебряные
копыта, Серебряные копыта, жемчужный хвостик... Образ девушки в колядках
i щедривках сделает дымкой нежности и восхищения: она очаровывает своей
красотой, трудолюбием, осанкой: Во двор вошла - двор закрасила,
В избу вошла - господа встречают. Приходит весна - и ее встречают веснушки,
полны светлого, радостного ощущения обновления природы. Разлившиеся воды
на четыре броды, Ой девки, весна-красна, зелье зелененький! За весной
наступала русальна воскресенье, одетая клечання i песнями про русалок, мавок, что
якобы живут где-то в озерах, полях и лесах. В разгаре лета происходило
древний праздник Купала с вечерними кострами над реками и озерами, танцами,
песнями вокруг деревцев-купайлиць. Гадали на венках, пуская их на воду,
водили хороводы, пели песни о любви, сватовства, семейную жизнь. Жатвенные
песни воспевали жнецов, что "золотыми серпами" выжали всю ниву, восхваляли венок
- символ урожая. Ой высекали серпики на горе, Дожинали рожь при
зари. В течение многих веков складывался народный обряд, которым отмечали
бракосочетание, свадьба. Свадебные песни величали молодых, восхваляя их красоту, нрав
i искреннюю любовь, желали молодой паре счастливого i зажиточно го жизни, рассказывали
об уборке молодой, винкоплетение, выпекания каравая. Чувства, которые волновали
его участников: молодой сожалению по девичьей волей, тревожные мысли о неизвестном
будущее, о злой свекрови, сумм родителей, что отдали дочь в чужую семью. Весь
возраст человеческий су-проводят песни. Сначала колыбельные, потом мальчишники и девичники. В
последний путь провожают человека грустным поэтическим плачем: Мой
папочка, мой родной, Мой папочка, мой старесенький, Зачем же
вы нас покидаете? В замечательных песнях и думах воспел народ отважных защитников
матери-Отчизны. Их полное тревог и опасностей жизни, мужество и стойкость в
борьбе с врагом. Героями дум выступают люди мужественные, смелые, благородные,
сильные духом, с сердцем, преисполненным любви к родному краю. Таким является казак Голота,
не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота, имеет миролюбивый характер
("ни города, ни села не занимает"), но готов в любой момент дать отпор врагу;
храбрый Иван Канівченко, устойчив Самойло Кошка. Високогуманними произведениями
народной музы назвал I. Франко думы о Самийла Кошку, о побеге трех братьев из
Азова, про Марусю Богуславку. Дума прославляет Самийла Кошку, пятьдесят
лет пробыл в турецкой неволе, но не покорился врагу. Захватив галеру,
казаки возвращаются в родной край: Хоть буду до смерти беду и неволю
принимать, А буду в земле казацкой голову христианскую возлагать.
Ваша вера плохая, Земля проклята. Почти этими словами отвечает
турецкому султану герой исторической песни Байда, когда ему приходится выбрать
между царствованием, добытым предательством и смертью. Привлекательный образ нежной i
мужественной Маруси Богуславки змальова но в одной думе: Маруся вызволяет из темницы
700 казаков, что уже тридцать лет в неволе живут, но сама остается на
чужбине. До любимых народных дум принадлежит "Побег трех братьев из Азова, с
турецкой неволи". Выдающимися произведениями героического эпоса есть песни про Байду,
Морозенко, Сера, Супруна и др. Гибнут в неравном бою i Морозенко, i
Супрун. Смерть Морозенко оплакивает родная мать, казачье войско, вся Украина:
Прощай, прощай ты, Морозенку ты, славнейший казачье. Ой за
тобой, и Морозенко, и вся Украина плачет. Немало песен сложено о большое
антифеодальное восстание 1768 г., Колиивщину и его главарей Максима Зализняка,
Ивана Гонту. Мужественными защитниками трудящихся, поборниками правды змальову ют
песни Лукьяна Кобылицы i Устима Кармалюка. Трагические по содержанию песни о
рекрутчину и солдатчину. Хабарниц тво i несправедливость царили во время
набора. С грустью повествующие ся в песнях о том, как господа, богачи "советуют раду",
кому идти в рекруты: "Где пять - там не брать". А у вдовы один сын,
И тот ушел под аршин. Найпоетичнішими в народной лирике есть песни о
любовь. Сколько нежности и ласки вложено в простые слова, обращенные к любимой:
Ой выйди, выйди, дорогая Галя, Светик, рибонька, дорогой
хрусталя. Грустные, мощные песни о несчастной женитьбе, о судьбе женщины по
нелюбимым человеком, пьяницей, про злую свекровь, что издевается над невесткой. Мать и дети -
одна из самых распространенных тем лирических песен.
|
|