Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Сочинение из народоведения. Украинские народные песни


Среди всех видов украинского фольклора самое важное и почетное место принадлежит песенном творчестве. Обрядовые песни, думы, исторические песни, баллады, лирические песни, частушки - такие основные ее виды.
Народные песни обладают замечательной способностью пленять сердца человеческие, поднимать настроение, вдохновлять желание, вдохновлять в работе, овіювати, утолять душевные боли, умножать силы в борьбе. К песни обращаются при самых разных жизненных ситуаций. В ней всегда можно услышать родной сердцу голос Родины, уловить эхо своих самых интимных чувств и затаенных мыслей, золотой луч надежды, слово мудрому совету и тихой ласки. Тем-то трудящиеся горячо любят свою напевность, гордятся ею перед миром:
Гей течения я до Днепра и так си думаю:
Нет лучших співаночок, как в нашем крае.
Проникнутая любовью к родной земле, песня опоетизувала не только человека, но и природу края: "Лугом иду, коня веду...", "Цветет терен, цветет терен, цветет и опадает", "Месяцу-королю, миры нам дорогу", "Ветер веет, солнце греет", "Пливе човен води повен", "В конце плотины шумят ивы".
Самыми древними по происхождению являются обрядовые песни. Они возникли в связи с трудовой деятельностью людей.
Романтически возвышенные колядки и щедривки поэтическими словами славили обычную трудовую человека, отвлекали его мысли от тяжелых обстоятельств жизни и вели воображением в идеальную страну вимріяного и желаемого. Фигура хозяйки в колядках овеяна высокой поэзией, теплотой и любовью.
По дрова пошла - золотая внесла,
По воду пошла - мед-вино внесла!
Парень в колядках и щедривках - неутомимый труженик i богатырь-воин, счастливый охотник, все в него необычайное, особенно конь и оружие:
Нет в короля такого коня:
А у моего коня золотая грива,
Золотая грива, серебряные копыта,
Серебряные копыта, жемчужный хвостик...
Образ девушки в колядках i щедривках сделает дымкой нежности и восхищения: она очаровывает своей красотой, трудолюбием, осанкой:
Во двор вошла - двор закрасила,
В избу вошла - господа встречают.
Приходит весна - и ее встречают веснушки, полны светлого, радостного ощущения обновления природы.
Разлившиеся воды на четыре броды,
Ой девки, весна-красна, зелье зелененький!
За весной наступала русальна воскресенье, одетая клечання i песнями про русалок, мавок, что якобы живут где-то в озерах, полях и лесах.
В разгаре лета происходило древний праздник Купала с вечерними кострами над реками и озерами, танцами, песнями вокруг деревцев-купайлиць. Гадали на венках, пуская их на воду, водили хороводы, пели песни о любви, сватовства, семейную жизнь. Жатвенные песни воспевали жнецов, что "золотыми серпами" выжали всю ниву, восхваляли венок - символ урожая.
Ой высекали серпики на горе,
Дожинали рожь при зари.
В течение многих веков складывался народный обряд, которым отмечали бракосочетание, свадьба. Свадебные песни величали молодых, восхваляя их красоту, нрав i искреннюю любовь, желали молодой паре счастливого i зажиточно го жизни, рассказывали об уборке молодой, винкоплетение, выпекания каравая. Чувства, которые волновали его участников: молодой сожалению по девичьей волей, тревожные мысли о неизвестном будущее, о злой свекрови, сумм родителей, что отдали дочь в чужую семью. Весь возраст человеческий су-проводят песни. Сначала колыбельные, потом мальчишники и девичники. В последний путь провожают человека грустным поэтическим плачем:
Мой папочка, мой родной,
Мой папочка, мой старесенький,
Зачем же вы нас покидаете?
В замечательных песнях и думах воспел народ отважных защитников матери-Отчизны. Их полное тревог и опасностей жизни, мужество и стойкость в борьбе с врагом. Героями дум выступают люди мужественные, смелые, благородные, сильные духом, с сердцем, преисполненным любви к родному краю. Таким является казак Голота, не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота, имеет миролюбивый характер ("ни города, ни села не занимает"), но готов в любой момент дать отпор врагу; храбрый Иван Канівченко, устойчив Самойло Кошка. Високогуманними произведениями народной музы назвал I. Франко думы о Самийла Кошку, о побеге трех братьев из Азова, про Марусю Богуславку. Дума прославляет Самийла Кошку, пятьдесят лет пробыл в турецкой неволе, но не покорился врагу. Захватив галеру, казаки возвращаются в родной край:
Хоть буду до смерти беду и неволю принимать,
А буду в земле казацкой голову христианскую возлагать.
Ваша вера плохая,
Земля проклята.
Почти этими словами отвечает турецкому султану герой исторической песни Байда, когда ему приходится выбрать между царствованием, добытым предательством и смертью.
Привлекательный образ нежной i мужественной Маруси Богуславки змальова но в одной думе: Маруся вызволяет из темницы 700 казаков, что уже тридцать лет в неволе живут, но сама остается на чужбине. До любимых народных дум принадлежит "Побег трех братьев из Азова, с турецкой неволи".
Выдающимися произведениями героического эпоса есть песни про Байду, Морозенко, Сера, Супруна и др.
Гибнут в неравном бою i Морозенко, i Супрун. Смерть Морозенко оплакивает родная мать, казачье войско, вся Украина:
Прощай, прощай ты, Морозенку
ты, славнейший казачье.
Ой за тобой, и Морозенко, и вся Украина плачет.
Немало песен сложено о большое антифеодальное восстание 1768 г., Колиивщину и его главарей Максима Зализняка, Ивана Гонту.
Мужественными защитниками трудящихся, поборниками правды змальову ют песни Лукьяна Кобылицы i Устима Кармалюка.
Трагические по содержанию песни о рекрутчину и солдатчину. Хабарниц тво i несправедливость царили во время набора. С грустью повествующие ся в песнях о том, как господа, богачи "советуют раду", кому идти в рекруты: "Где пять - там не брать".
А у вдовы один сын,
И тот ушел под аршин.
Найпоетичнішими в народной лирике есть песни о любовь. Сколько нежности и ласки вложено в простые слова, обращенные к любимой:
Ой выйди, выйди, дорогая Галя,
Светик, рибонька, дорогой хрусталя.
Грустные, мощные песни о несчастной женитьбе, о судьбе женщины по нелюбимым человеком, пьяницей, про злую свекровь, что издевается над невесткой. Мать и дети - одна из самых распространенных тем лирических песен.