Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Елена Акульшина
Сочинение на тему

По роману Лины Костенко «Маруся Чурай»

Роман Лины Костенко «Маруся Чурай» является выдающимся явлением в украинской художественно-исторической романистике. В нем изображен не только личную жизнь героини, но и социально-политические перипетии общественной жизни Украины XVII ст., а в основу произведения был положен известную песню «Ой не ходи, Грицю...», авторство которой приписывается легендарной Марии Чурай.

Произведение Лины Костенко новаторский как трактовкой фигуры народной поэтессы, так и художественными средствами. В нем воплощено боли и страдания всего общества, большое место занимает образ Украины, с которым органично соединено образ самой героини. Ведь песни она составляет на благо Родины в самые тяжелые времена. Девушка сама из хорошего казацкого рода; ее отца было замучено, потому что он не предал Родину, ведь это значит предать свою душу.

Мария верно и страстно любит смелого, красивого юношу Григория Бобренка, который ее предает, потому что погнался за богатством, и сватается к богатой Галины Вишняківни. Марусю же именно любовь, принадлежность к славному чураївського рода возвышают над привабою жизненной устроенности, над человеческим поговором, делают ее поэтом:

...Наш отец из тех, что умирали первые,

А Григорий Бобренко - с тех, кто хотят жить...

Девушку приговаривают к смертной казни за отравление Грица. В исповеди самой себе она признается, что яд приготовила себе, а парень выпил ее случайно, когда пришел просить прощения. Маруся не оправдывает себя, она теперь не хочет жить, потому что жизнь потеряла всякий смысл... Однако ее оставляют в живых, потому что влюблен в нее Иван Искра, мужественный воин, просил Богдана Хмельницкого. Гетман возмущен приговором:

...Такую певицу покарать на горло -

Да это же не что, а песню задушит!..

На суде Иван восклицает:

...Эта девушка не просто так, Маруся.

Это - наш голос. Это - песня. Это - душа...

Весь город сошелся на майдан: кто из цікавости, кто с осуждением, но большинство - защитить девушку, не дать ее казнить. Лесь Черкес был поражен жестокостью приговора:

...И что же это, люди? Девушку на муки?..

Даже у судьи Пушкаря, который должен быть справедливым и наказать убийцу, проявляется симпатия к нравственной красоты Маруси и осуждение Грише:

...Гриша зцурався девушки такой!

Доп'яв беды, земли ему перолі.

Такой несправедливости парень натворил,

Что не могло это закончиться добром...

Маруся не обвиняет Григория за двурушничество, а наказывает себя, что сама не распознала нерівности по духу, а «неровня душ - это хуже, чем имущества». Девушка однолюбка; она знает, что Иван Искра ее верно любит, был бы ей хорошим другом и мужем. Однако она не хочет быть обузой ему, потому что она уже смертельно больна чахотка после пережитого, после долгих странствий, после смерти матери.

В образе Маруси воплощены лучшие черты украинского народа: духовная красота, верность в любви, любовь к Родине, любовь к прекрасному, необычный талант. Народ живет, борется, побеждает, потому что у него есть большое духовное богатство - моральная красота, замечательная песня. Народ бессмертен, имеет такую историю, потому что он создатель материальных и духовных ценностей.