Роман Лины Костенко «Маруся Чурай» является выдающимся явлением в украинской
художественно-исторической романистике. В нем изображен не только личную жизнь
героини, но и социально-политические перипетии общественной жизни Украины
XVII ст., а в основу произведения был положен
известную песню «Ой не ходи, Грицю...», авторство которой приписывается легендарной Марии
Чурай.
Произведение Лины Костенко новаторский как трактовкой фигуры народной поэтессы,
так и художественными средствами. В нем воплощено боли и страдания всего общества,
большое место занимает образ Украины, с которым органично соединено образ самой
героини. Ведь песни она составляет на благо Родины в самые тяжелые времена. Девушка
сама из хорошего казацкого рода; ее отца было замучено, потому что он не предал
Родину, ведь это значит предать свою душу.
Мария верно и страстно любит смелого, красивого юношу Григория Бобренка,
который ее предает, потому что погнался за богатством, и сватается к богатой Галины
Вишняківни. Марусю же именно любовь, принадлежность к славному чураївського рода
возвышают над привабою жизненной устроенности, над человеческим поговором, делают
ее поэтом:
...Наш отец из тех, что
умирали первые,
А Григорий Бобренко - с
тех, кто хотят жить...
Девушку приговаривают к смертной казни за отравление Грица. В исповеди самой себе она
признается, что яд приготовила себе, а парень выпил ее случайно, когда
пришел просить прощения. Маруся не оправдывает себя, она теперь не хочет жить,
потому что жизнь потеряла всякий смысл... Однако ее оставляют в живых, потому что влюблен в нее Иван
Искра, мужественный воин, просил Богдана Хмельницкого. Гетман возмущен
приговором:
...Такую певицу покарать
на горло -
Да это же не что, а песню
задушит!..
На суде Иван восклицает:
...Эта девушка не просто так, Маруся.
Это - наш голос. Это - песня. Это - душа...
Весь город сошелся на майдан: кто из цікавости, кто с осуждением, но
большинство - защитить девушку, не дать ее казнить. Лесь Черкес был поражен
жестокостью приговора:
...И что же это, люди?
Девушку на муки?..
Даже у судьи Пушкаря, который должен быть справедливым и наказать убийцу,
проявляется симпатия к нравственной красоты Маруси и осуждение
Грише:
...Гриша зцурався
девушки такой!
Доп'яв беды, земли ему
перолі.
Такой несправедливости парень
натворил,
Что не могло это
закончиться добром...
Маруся не обвиняет Григория за двурушничество, а наказывает себя, что сама не
распознала нерівности по духу, а «неровня душ - это хуже, чем имущества». Девушка
однолюбка; она знает, что Иван Искра ее верно любит, был бы ей хорошим другом и
мужем. Однако она не хочет быть обузой ему, потому что она уже смертельно больна
чахотка после пережитого, после долгих странствий, после смерти
матери.
В образе Маруси воплощены лучшие черты украинского народа: духовная красота,
верность в любви, любовь к Родине, любовь к прекрасному, необычный
талант. Народ живет, борется, побеждает, потому что у него есть большое духовное богатство -
моральная красота, замечательная песня. Народ бессмертен, имеет такую историю, потому что он
создатель материальных и духовных
ценностей.