Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Украинский сентиментализм в творчестве Г. Квитки-Основьяненко

Мировая литература пережила много изменений: эти изменения касались и взгляда на цель искусства, и жанровых изменений, и стилистических предпочтений.
Важно, что смена литературных направлений и течений происходит через изменение мышления людей в определенную культурную и историческую эпоху. Меняется мировоззрение, мнение относительно роли и сущности человека, меняются культурные акценты. Это приводит и к существенным изменениям в русле литературы. Так, в Европе примерно во второй половине XVIII века возникает принципиально новый художественный и сугубо литературное направление - сентиментализм. Что же обусловило его возникновения? Предыдущая эпоха классицизма, бескомпромиссный позитивизм в восприятии и изображении мира и человека понесли серьезного кризиса. Потому что люди всех времен понимали, что не только и не столько разум приводит человека, ее действия, ее поступки и стремления, сколько чувства, эмоции, увлечения и страсти. Именно это понимание сместило акцент с однозначного рационального понимания мира на чувственное восприятие, лиричность и эмоциональность.
Но сентиментализм развивается не только на территории европейской литературной традиции - украинские писатели, вдохновившись природной чувственностью украинцев как ведущей черты нашей ментальности, пытаются и в произведениях изобразить чувства людей, показать их силу и красоту.
Г. Квитка-Основьяненко является самым ярким представителем украинского сентиментализма. Его повесть «Маруся» известна многим читателям в Украине и за ее пределами. Какие же отличительные черты сентиментализма писатель воплотил на практике?
Во-первых, как уже говорилось, главным предметом изображения автора становятся не события, а чувства персонажей. Маруся, Василий, родители Маруси глубоко и искренне переживают все, что с ними происходит, именно на чувства и направляет внимание писатель. Раскрыть внутренний мир персонажей ему помогают пейзажные картины. Именно картины природы играют большую роль в сентименталістському произведении, потому что «настроение» природы является созвучным настроению героя, подчеркивая его, или же наоборот - они контрастируют, и это также помогает раскрыть настроение, психологию персонажа.
Я заметил, что чувства передаются не только через высказывания самих героев, не только через природу, но и через стиль речи самой повести и языка персонажей. Использование ласкательных слов, соответствующих фразеологизмов, поэтического и лирического языка создает неповторимую атмосферу лиризма в эпическом произведении. Так, сочетание лирического и эпического в пределах одного текста - очень типичное для сентиментализма явление, ибо чувства героев становятся настолько важными, что часто затмевают развитие события или же просто конкурируют с ним. Чувства главных героев-часто несколько гипертрофированы: вряд ли мы можем представить, что в наше время человек столько будет плакать и будет настолько эмоциональным, но это как на эпоху создания произведения, на особый способ мышления людей в эпоху сентиментализма, так и на «законы жанра» сентиментальной повести.
Мне очень понравилось, что Г. Квитка-Основьяненко выбирает героев своей повести обычных крестьян. Я думаю, этим писатель подчеркивает, что обычный человек способен на не менее глубокие чувства, чем образованные и обеспеченные люди. Кроме того, именно единение с природой, с родной землей, опоетизована народным творчеством ежедневный труд ради благополучия собственной семьи - все это делает человека способным чувствовать настолько сильно и настолько чисто.
Повесть «Маруся» Г. Квитки-Основьяненко привнесла в нашу литературу зрелый сентиментализм (признаки его мы видим в «Наталке Полтавке»), сделав нашу литературу богаче и более эмоциональной, добавив в сокровищницу родного слова еще один бесценный перл...