Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Василий Барка
Смерть и возрождение семьи Катранників (по роману В. Барки «Желтый князь»)

Я был глубоко потрясен, когда узнал, что все события, изображенные в романе «Желтый князь», произошли на самом деле, это реальная история одной семьи. Только имена героев автор изменил для большего обобщения. Ведь на самом деле таких семей были тысячи... Семья Катранників олицетворяет сознание, мышление народа, а ее страшная трагическая судьба - отражение судьбы миллионов украинцев.
Это была обычная крестьянская семья хлеборобов, людей простых, трудящихся, человечных и честных. Мирон Данилович и Дарья Александровна имеют трех детей: двух сыновей и дочь, живет с ними и бабушка. Из всей семьи в живых останется только сын Андрей...
Еще до начала главных событий романа - голода - читатель замечает, как советская власть с ее антигуманными предписаниями искажает народную мораль, которая складывалась веками. На вопрос, чему учат в школе, дети отвечают, что учат все про партию, «как при ней жить хорошо». Очень важна сцена, когда школьников заставляют кричать «Кулак! Отдай хлеб!», на что хозяин отвечает добрыми простыми словами: «Возьмите, детки, когда вам надо». И одновременно предлагает посмотреть на руки в мозолях. Дети все понимают (ведь детская душа чистая и честная), сравнивая труждающиеся руки земледельца с белыми руками чиновника. Так же на искажение народной души направлена запрет религии, ведь запрет христианства является не просто запретом определенных ритуалов и обрядовых действий, а направлена против вечных ценностей человеческой жизни: любви к ближнему, веры в лучшее. Здесь автор вводит ли не самый главный образ-символ романа - церковную чашу.
Измученный голодом, Мирон Данилович Катранник категорически отказывается отдать, церковную чашу за мешок зерна, разрушение церквей воспринимается народом как разрушение основ их жизни, нравственных принципов, которыми люди руководствовались на протяжении веков, насаждения им взамен искривленных и антигуманных «новых правил» жизни, основанных на жестокости, власти сильнейшего, насилии над человеком и над ее душой. Соответственно, и сохранение чаши воспринимается как сохранение души, ее чистоты, надежды на возвращение жизни к его нормального русла. То, как крестьяне сохраняют эту единственную ценность, что осталась от разрушенной церкви, поражает и волнует - простые люди, не имеющие образования, не имеющие чинов и должностей, понимают, что является вечным, а что преходящим, а не отказываются от своих жизненных верований, от настоящих добродетелей человеческой души.
Во время страшного 1933 года умирает почти вся семья Катранників: старая бабушка, двое детей, отец семейства, затем и мать. Но крестьяне сохраняют церковную чашу, как символ, а не просто как вещь. Символично также и то, что на последних страницах романа Андрей видит восходящее солнце, и продолжает хранить чашу. По моему мнению, в этой сцене отражено надежду, что, несмотря на все повороты истории, не погибнет в человеческих душах то, что делает человека человеком, не будут потеряны доброта, честность, человечность, не будут они заменены жаждой власти или материальных благ. Семья Катранників погибает, но одновременно и продолжает свое существование - в Андрее, и воскресает в лучших движениях души мальчика. Так же воскресают и все невинно погибшие в те страшные годы, продолжают свою жизнь в нас, их потомках - вместе с ними воскресает народная мораль, обиженная фальшивой моралью, насильственным путем насаждаемой народу, воскресает вера в людей и в Бога, воскресает нация, хоть и была она подкошенная геноцидом 1933 года.