Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ НА НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕМЫ

Из истории развития украинского языка

Становление и развитие украинского языка - это отражение исторического бытия украинского народа, органическая, существенная доля этого бытия.

Украинский язык со времен ее зарождения в лоне совместно-восточнославянских языков, со времен ее нормирование как общенародной в XIV ст., из волшебного периода украинского возрождения, с классической эпохи литературной истории XIX ст., со времен революции и настоящего предстала в лучших образцах произведений великих мастеров слова, которые лелеяли язык, насыщались ею и возвращали народу изящные в словесных гранях языковые образы. Отсюда возникает большая сила мовотворчості писателей, которые всегда настаивали на том, что познание мира - это изучение родного языка и других языков в взаємозбагаченні человеческого опыта.

Нельзя не восхищаться тем, что это понимали еще наши предки. Так, Владимир Мономах в своем «Поучении» отмечал: когда что-то умеете делать хорошо - не забывайте того, а если не умеете, «тому ся учите, яко же бо отец мой, дола сідя, изумьете язык, в том бо честь есть от иных земель». Причину необходимости изучения родного и других языков славный князь объяснял так: человек рожден для добра, но чтобы действовать хорошо - она должна знать мир, различать, что есть добро, а что зло. В связи с этим прежде всего надо знать, считал Владимир Мономах, свой род и род и свое назначение в нем.

Вполне логично, что не только Владимир Мономах, но и Илларион Туровский и другие славные мужи Киевской Руси знания языка связывали с культурой и образованием, прогрессом Русской земли. Ярослав Мудрый прославился на весь мир тем, что основал при славной Киевской Софии библиотеку, где собрал многочисленный отряд книжников - мудрецов, летописцев.

Предвестником мудрой силы, золотого слова - силы, которая способна объединить людей, их дело, эмоции и разум, соединить человека с природой, стал автор «Слова о полку Игореве». Здесь уже зарождаются прекрасные словесные символы добра и зла, жизни и смерти, символы долга, чести, верности.

Языковая символика, синонимические ряды, состоявшие на почве замечательных образов природы, обрядов, верований, становились составляющими общенародной речи, входили в обиход в ней, но объединялись в комплекс реалий, которые высвечивали этничность народа, его мировосприятия. Слово возникал отражением истории, характера и судьбы народа, объединяло людей, роды и племена в социальную, политическую, моральную и духовную целостность, поднимало к исторической жизнедеятельности. Именно поэтому иностранные завоеватели на протяжении всей древней истории Украины стремились потурчити, полонизировать, онемечить украинский народ. Ибо пока живут язык и культура - живет народ, его сознание, следовательно господство над ним не является гарантированным.

Древние украинские летописи, многочисленные исторические источники, древняя украинская литература донесли до нас слова-символы: доблесть, подвиг, передвижництво, героизм; мать-Отчизна, исповедь, грех, добро, благотворительность и много других. Они впитывают отношение украинцев к тем явлениям, которые закрепились в народном воображении как символы патриотизма и морали, добра и зла. Так возникает языковая личность, воспитанная словами-символами, кристалізаторами жизненного опыта народа.

Есть и много других видов закрепления трудовых, эмоциональных, интеллектуальных свершений людей (архитектура, музыка, живопись). Но могут погибать села и города, дворцы и соборы, бывает даже гибнут могучие государства (как Вавилонская, Римская) - однако эти потери не всегда обрывают саморазвитие народов. Ибо они лишь отдельные грани его жизни. Иначе с языком, что является синтезом чувств и размышлений, морали и этики, мечтаний и деятельности людей во всех сферах их жизнедеятельности. Поэтому речь - произведение и единиц, и многих, не имеет ни начала, ни конца, она неотделима от народа - носителя языка. Погибает народ - погибает и речь, исчезает народ как суверенный феномен общечеловеческой целостности.