Лучшие черты простых людей не скрывали от наблюдательного глаза писателя и того отвратительного, что было порождено социальной действительностью порефор-меної суток. Частная собственность на землю стала в пореформенном селе экономической основой бытия. Поэтому не удивительно, что между крестьянами ведется жестокая борьба за «мое» и «твое». Чтобы заклеймить рабские привычки, капиталистическую мораль, чтобы указать народу на темные стороны его жизни, Нечуй-Левицкий пишет повесть «Кайдашева семья», которая вышла из печати в 1879 году. Из комических сцен жизни семьи Кайдашей вырастает реалистичная и трагическая по своей сути картина жизни крестьянства темного, забитого веками барщины и прерванного новыми пореформеними порядками.
Известный украинский писатель И. Я. Франко отмечал, что «Кайдашева семья» с точки зрения «высокоартистическое изображение крестьянской жизни и добрую композицию принадлежит к лучшим украшениям украинского писательства». В изображении жизни пореформенного украинского села Нечуй-Левицкий придерживался традиций реалистической школы, которая требовала от писателя глубоко раскрывать причины духовного упадка человека, точно и подробно рисовать не только портреты, поведение и привычки персонажей, но и социально-бытовую среду, в которой действуют герои. Этими реалистическими принципами обусловлена композиция «Кайдашевой семьи».
Повесть скомпонована из сцен, ситуаций крестьянского быта, в которых раскрываются темнота, ограниченность, эгоизм мелких собственников. Основу сюжета произведения составляют эпизоды семейной жизни Кайдашей - семьи, в которой идет борьба за частную собственность: лоскут поля, огород, грушу, яйца и т.д. Основным в «кайдашевій сім'ї» является социальный конфликт, порожденный приватновласницькими законам тогдашней действительности, имущественным неравенством между людьми, их стремлением к собственности.
Социальный конфликт в повести усиливается психологическим, что возникает из тех уродливых черт и привычек в характерах героев, которые сформировались в условиях крепостнического строя. Сквозь все произведение проходит контраст между миром природы и миром жалких человеческих взаимоотношений. Это заметно еще с экспозиции произведения.
Начинается повесть описанием местности, среди которой раскинулось село Семи-горы. Лес, как зеленое море, ставки в камышах, левады, два ряда белых домов, словно две нитки жемчуга на зеленом поясе, - все манит к себе, настраивает на лирический лад. И так нам хочется видеть и жизни людей в гармонии с этой красотой. И уже фигура утомленного тяжелым трудом старого Омелька Кайдаша, что на темном фоне сарая напоминал монаха, является резкой противоположностью поэтического описания местности.
Экспозиционными сценами, знакомят читателя с местом действия, персонажами произведения, есть разговор братьев Кайдашенков о девушках: ухаживании Карпа к Мотре, смотрины в Довбишів.
Во внешности героев Нечуй-Левицкий умеет мастерски передать их темперамента, наклонности, привычки. Чтобы раскрыть основные черты характеров персонажей, заметное место в экспозиции произведения писатель отводит портретам Кайдаша, Кайдашихи, Карпа, Лаврина, Мотри.
Завязка конфликта в семье Кайдашей наступает после женитьбы Карпа с Мотрей. Появление молодой семьи вызвала между родителями и детьми споры за «мое» и «твое», расшевелила дрібновласницькі инстинкты и страсти Кайдашей.
Более напряженные моменты семейного быта писатель воспроизводит в острых, выхваченных из жизни монологах. С их помощью автор произведения раскрывает дрібновласницьку психологию героев, усиливает реализм изображения картины, придает напряженности и динамичности сюжетной линии повести. Благодаря мастерству диалогов, повесть во многих местах напоминает драматическое произведение. Уродство дрібновласницького крестьянского быта писатель разоблачает средствами юмора и сатиры. Изображая нарастание конфликта между Кайдашами, автор в эпическое повествование вводит гострокомічні сценки, смешные ситуации, как вот: приключения с Кайдашихою во время поездки на смотрины в Биивцы, приключения пьяного Кайдаша, которые напоминают народные анекдоты и интермедии.
Полны комизма эпизоды семейной жизни Кайдашей. Кайдашиха и Мотря, соревнуясь за первенство в домашних делах, бьют горшки друг другу, сидят в неметеній доме и т.д.
Юмор Нечуя-Левицкого идет от самой жизни, от народного творчества и является одной из найсильнішйх и наиболее своеобразных особенностей таланта писателя. Он имеет различные оттенки: от добродушного шутки до сатирического смеха, в зависимости от того, на кого он направлен.
В последних разделах сатирический струя повести доходит своего наивысшего напряжения. В истории с кружкой самое резкое подчеркнуто идиотизм дрібновласницького индивидуализма: - за копеечного кувшина человеку выкололи глаз. Эта сцена - кульминация повести.
Кончается же повесть ссорой двух семей через грушу, которую посадил Лаврин, а во время распределения земли она оказалась на Карповому огороде. Неожиданная развязка повести. Груша засохла, и все помирились. В обеих усадьбах наступили мир и тишина. Но читатель хорошо понимает, что наступило лишь временное перемирие между семьями, что причины для ссоры и вражды не будет конца, пока будет существовать частнособственнический строй.
Итак, композиция «Кайдашевой семьи» полностью подчинена теме и идее произведения. Повесть мастерски сотканная из реалистичных эпизодов, которые разоблачают и осуждают частнособственнический быт, психологию мелких собственников и причины их духовного упадка.