Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Роман Иванычук

(1929 г. рожд.)

Роман Иванычук

Роман Иванычук - автор многих сборников новелл и рассказов, повестей «Город», «Седьмое небо», «На перевале», «Остановись, путник!» («Жажда»). Но наибольшую известность он получил как исторический романист. Его «Мальвы», «Красное вино», «Манускрипт с улицы Русской», «Вода с камня», «Четвертое измерение», «Шрамы на скале», «Журавлиный крик», «Потому что война войной», «Орда» - это разные времена, разные географические просторы, разные жанровые подвиды исторического романа.

Как литератор Иваничук воспитывался в атмосфере новеллистических школы Стефаника, которым восхищался отец писателя, сельский учитель и первый его литературный наставник. Да и родился Г. Иванычук недалеко от Стефаникового села, тоже на Углу, - в с. Трач, что на Коломыйщине, и учился в той самой Коломыйской гимназии (этот период, как и саму гимназию, он впоследствии с любовью опишет в автобиографическом произведении «Благослови, душе моя, господа...», 1993).

Уже первое опубликованное произведение Г. Иваничука - новеллу «Скиба земли», видрукувану 1954г. в студенческом альманахе Львовского университета, где он учился на филологическом факультете, одобрительно встретила критика. Большой успех выпал на долю его первого сборника малой прозы «Прут несет лед» (1958).

Сюжеты первых произведений Г. Иваничука не является собственно новелістичними, «новость» здесь связана не с экстраординарными ситуациями или драматическими моментами в жизни героев; это чаще всего «новость» настроения героя-рассказчика.

Самовимогливість, самокритичность и неутомимый трудолюбие, присущие Іваничукові, хорошо иллюстрирует его первый роман «Край битого пути» (1962). Каждая из последующих частей этой трилогии (опубликована «Флагом» повесть «Остановись, путник!» - в первом журнальном варианте «Жажда» - должна была бы быть четвертой частью, а роман - тетралогією) отличалась ростом мастерства, профессионализма, хотя в целом произведение не стал значительным явлением литературы.

Выразительно очерченные генетические связи новеллы с повестями писателя «Город» (1977), «Седьмое небо» (1985), «На перевале» (1981). Во всех трех действуют те же герои, разве на разных - более главных или другорядніших - ролях.

В «Городе» кинорежиссер Нестор на вершине славы приезжает в город своей юности за ее подтверждением или отрицанием: привозит на суд земляков свой новый фильм. В повести «На перевале» тот самый Нестор с группой актеров попадает в необычную ситуацию, которая высвечивает каждого с них.

В «Седьмом небе» главными героями выступают второстепенные персонажи «Города»: Несторів гимназический учитель на прозвище Страус, чтобы скоротать тюремный время в фашистской тюрьме и преодолеть страх, рассказывает сокамерникам о себя и своих друзей.

Все три повести - как три аспекта проблемы испытания, разделы большего произведения, к которому они движутся своей проблематикой, сюжетными линиями, жизненным материалом и судьбами героев. В конце концов, то же будет наблюдаться и в исторических романах: каждый, оставаясь суверенным, завершенным произведением, в то же время воспринимается как часть эпопеи, за которым - вся история нашего народа.

В жанре исторического романа Г. Иванычук дебютировал 1968г. «Мальвами». Еще не успели появиться рецензии, как устная и письменная «партийная» критика за спецзаданием «сверху» провозгласила «Мальвы» идеологически вредным «историческим романом без истории». Оргвыводы, безусловно, ударили не только по произведению.

Что же крамольного нашли в «Мальвах» идеологические чины? Крамольным на то время было уже само обращение к национальной истории, утверждение идеи любви к родной земле и народу как измерения социальной и морального достоинства человека.

Роман (першоназва «Янычары» снята автором с «маскировочной» целью) метко бил в то явление, которое значительно позже было названное «манкуртством».

Действие в романе «Мальвы» происходит в середине XVII в. - накануне и во время национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. Это история жизни пленницы из Украины Марии, ее скитания на чужбине с дочерью Соломией, которую она уже здесь, в Крыму, назвала Мальвой, надеясь, что выживет дочь, как выжили занесенные ветрами с украинских степей цветы. А Украина противостоит двум государствам-загарбницям: Османской империи и Крымскому ханству, что воюют против Украины силами ее детей.

Роман «Красное вино» (1977) переносит читателя в XV ст., в галицкие и волынские земли, над которыми нависла угроза полонизации.

Цикличность, зчепленість каждого романа с последующим предоставляет им непрерывности вечного времени, куда входят и выдающиеся события, и малоизвестные; и выдающиеся люди, и неизвестные официальной истории их единомышленники, без кого и большие не стали бы великими. Поэтому писатель пытается реставрировать эти неизвестные фигуры - установить справедливость, «выровнять» историю. Тенденция к демократизации последней, свойственная современному историческому роману, пронимает концепция времени в произведениях Г. Иваничука. Поэтому он выбирает из потока народной истории не так же выдающееся событие, как ее социально-психологические предпосылки.

В романе «Манускрипт с улицы Русской» (1979) показано зарождение идеи освободительной войны, будущей Хмельницкой области, в Львове конца XVI - начала XVIII вв.

А в романе «Вода из камня» (1982) изображен будителей национальной памяти - «Русскую троицу» - Маркияна Шашкевича, Ивана Вагилевича, Якова Головацкого, что в 30-х годах XIX в. впервые в Западной Украине стали писать литературные произведения на народном языке.

«Четвертое измерение» (1984) - это философское осмысление категории памяти (четвертого измерения действительности) через судьбу Шевченко единомышленника и друга М. Гулака, одного из кириломефодіївців, что после заключения в Шлиссельбургской крепости был сослан в «теплой Сибири» - на Кавказ, где среди грузин и азербайджанцев нашел вторую родину и заслужил добрую память своей подвижнической работой для развития их культур.

Тема суда истории, потомков и собственной совести над человеком, его жизнью и поступками, исповеди, отчета «исторического» человека перед народом, грядущим, ведущая и для романа «Шрамы на скале» (1986). В романе сочетаются три временные планы: эпоха Франко, времена Даниила Галицкого и современность. Последняя эпоха связана с личностью автора, который, приехав в Урич, бывшую крепость Галицко-Волынской земли, где любил бывать Франко, ищет следов надписи в честь юбилея Франко и на глазах читателя творит рассказ о гениального поэта.

Концептуальный центр романа «Журавлиный крик» (1988) - триада: Воин-Меч (кошевой атаман Петр Калнышевский), Философ-Слово (Павел Любимский, Сковорода) и Художник (живописец Шалматов, Иван Котляревский). «Чем будет жить народ, когда у него не станет оружия, а в мыслях не приучили? Погибнет он, - говорит в романе Сковорода. - А чтобы этого не случилось, учиться надо: каждый миг, каждый день разум свой будить, - он же безграничен. А когда народ будет иметь его хотя бы в головах отдельных людей, то он уподобится кремневые, в котором затаился огонь». По сути, такая триада присутствует в каждом историческом произведении писателя, но неизменно важнейшим ее компонентом выступает Слово, начало всего сущего, материального и духовного, социального и нравственного.

К сожалению, право на свое Слово на протяжении веков оплачувалось расправами, репрессиями и концлагерями, неисчислимыми человеческими жертвами («Потому что война - войной...», 1991; «Орда», 1992).

Человек в романах Иваничука духовно поріднена из символично освещением, пространством и временем. Она пронизана его течением, и он предопределяет ее поведение и ее цель. Именно через сюжет испытания этой цели человек и раскрывается в этих произведениях, которые в определенном смысле идеологическими романами испытания, где важным жанрово-композиционным фактором выступает осознание идеи или доростання к ней.

Объединяют все романы Иваничука в один цикл, в один большой роман родную историю не только сам материал, история, совместные события и герои, сквозные образы-символы, но и сквозные идеи, прежде всего найвизначальніша - идея любви к родной земле и народу как смысла существования человека.

 

 

С. Андрусив

История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.