Комедия (греч. komodia, от komos - веселая процессия и ode - песня) - драматическое произведение, в котором средствами юмора и сатиры развенчиваются негативные общественные и бытовые явления, раскрывается смешное в окружающей действительности или человеку. К. как жанр зародилась в Древней Греции. Одним из величайших драматургов той поры был Аристофан, которому принадлежат комедии "Ахарняни", "Мир", "Лисистрата", "Всадники", "Птицы". Позже в литературе античного Рима заметное место занимал Плавт. Пафос комичности возникает тогда, когда автор сознательно занижает свои действующие лица до определенного среднего уровня, существующего в общественной жизни. Не имея должных положительных качеств, действующие лица комедийных произведений, однако, претендуют на определенную значимость в семье, в среде друзей, им свойственно иллюзорное видение действительности, они всегда стремятся решить свои проблемы способами, которые не подходят в данном случае, поскольку вступают в противоречие с объективными законами общественного развития. В истории мировой литературы есть немало блестящих К., написанных в разные времена представителями разных народов. В XVI-XVII вв. К. доминировала в испанской литературе. Автору "Дон Кихота" М. де Сервантесу принадлежит крутійська комедия "Педро де Урдемалас". Большой популярностью пользовались комедии Л. де Веги и Кальдерона де ла Барки. Вершиной комедийных достижений эпохи Возрождения стали произведения английского драматурга В.шекспира. Уже ранние его К. ("Комедия ошибок", "Укрощение строптивой", "Двух веронцев") строятся как любовные истории романтического характера с приключениями, переодеваниями, недоразумениями, смешной путаницей. Эти черты усиливаются в последующих его произведениях ("Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь", "Конец дело хвалит" и др.). Наивысшего расцвета в эпоху классицизма К. достигла в творчестве Ж.-Б. Мольера ("Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп"). Пафос его пьес направлен на высмеивание цинизма, лицемерия, эгоизма, духовной деградации общества и отдельной личности, что скрывается за внешне приличной респектабельностью и набожностью. В эпоху Просвещения славы блистательного комедиографа зажил П.Бомарше ("Севильский цирюльник", "Безумный день, или женитьба Фигаро", "Преступная мать"). Истоки украинской К. - в інтермедійній части школьной драмы и вертепа XVII-XVIII вв. Как и в лучших образцах европейской К., в центре внимания национальных авторов первой половины XIX вв.: Котляревского ("Москаль-волшебник"), Квитки-Основьяненко ("Сватанье на Гончаровке"), П.Котлярова ("Быт Малороссии", "Любка") - оказывается семейная жизнь героев, их бытовые взаимоотношения. Уродливые явления действительности, развенчание невежества, тупости, вымогательства и коварства, моральной деградации дворянства воплощены в комических произведениях Квитки-Основьяненко, написанных на русском языке ("Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе", "Дворянские выборы", "Шельменко-денщик", "Шельменко - волостной писарь"). Во второй половине XIX в. появились К., что раскрывали жизнь и быт украинского народа в новых общественно-исторических условиях ("За двумя зайцами" М.старицкого, "Мартын Боруля", "Сто тысяч", "Хозяин" Карпенко-Карого, "Чмырь", "Мамаша" М.кропивницкого, "Мастер Черняк" И.франко). Традиции украинской комедийной классики были продолжены в литературе XX в. Одна из первых К.. этого времени - "Розовая паутина" Я.Мамонтова. Вершины развития К. достигла в творчестве н. кулиша ("Так погиб Гуска", "Хулий Хурина", "Мина Мазайло"). В литературе последних десятилетий К. представлена в творчестве а. коломийца ("Фараоны"), О.Підсухи ("Ясонівські женщины"), Я.Стельмаха ("Викентий Прерозумний"), В.Минка ("Жених из Аргентины"). В современной украинской и мировой литературах К. приобрела ряда новых жанровых модификаций: трагикомедия (Л.пиранделло, Ж.Ануй), трагифарс (Е.Іонеско), комическая аллегория (Є.Шварц), комедия-притча (В.Минко).
|
|