10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Размышления о Ивана Нечуя-Левицкого. Одиночество и творчество.
Рассматриваю изображение писателя на фото разных лет и обращаю внимание на одну деталь: он нигде, даже на юношеских фото не изображен улыбающимся. А его герои смеются. И читатель, перечитывая его произведения, тоже смеется. Вот как бывает... Вспоминается еще один печальный факт его биографии: он умер стареньким дедушкой в маленькой комнате, одиноким и никому не нужным. Вот что такое судьба.
В таком случае печально задумываешься над судьбой писателя вообще. Как мы любим почитать писателей после их смерти! Вот именно после смерти, а не за жизнь.и чем больше времени проходит, тем больше уважаем и говорим красивые слова о его вкладе в развитие литературы. И совсем не задумываемся о том, что, возможно, этому талантливому человеку не было кому подать бокала воды, принести кусочек хлеба или хотя бы закрыть глаза. Это наше лицемерие? Наша черствость? Как сопоставлять изучения произведений писателя с его личностью? По моему мнению, мы делаем большую ошибку, когда на уровне хронологической информации оцениваем того или иного писателя, и совсем не обращаем особого внимания на то, как ему жилось, как велось, имел он друзей, родственников. А если нет, то почему. Вот я и спрашиваю себя, как случилось, что Иван Семенович был одиноким? Почему никого не было рядом? Видимо, есть какие-то объяснения. Но меня они не устраивают. Потому что, наверное, каждый писатель (человек, который вложила душу и сердце в свои произведения, чтобы достучаться, докричаться до своих современников) требует уважения и почитания не только на уровне литературно-критических статей, но и действенной поддержки и уважения. В этом смысле жизнь Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого является показательным.
Вспоминаются его описания пейзажей из разных произведений, в частности из «Кайдашевой семьи». Какая чувствительная, нежная и ранимая душа скрывалась за этим суровым и неусміхненним выражением лица! Как тонко и талантливо он мог замечать детали в характерах своих героев! А они же такие разные. Например, образ мятежного и одновременно благородного Николая Джерри и мелочных и совершенно лишенных благородства Лаврина, Карпа или старого Кайдаша. А такой проницательный описание внутреннего мира женских персонажей, как Нимидора с «Николая Джери» Мотря или Мелашка из «Кайдашевой семьи»! Это же такие реальные и такие непохожие между собой образы, но как умело подал писатель. Он жил среди своих героев, переживал все сложные и тяжелые события их жизни, а в своей жизни оставался одиноким.
И все же, по моему мнению, он выбрал единственно правильный путь общения с окружающим реальным миром на будущее - это общение через свои произведения, через своих героев. И, видимо, не озабочен тем, как и когда оценит его следующее поколение, он просто выполнял свою миссию: жил, писал и творил для людей.
|
|