Олесь Терентьевич Гончар... С героями его романов и повестей познавало
мир не одно поколение украинцев, с этими героями люди учились красоте любви,
мудрости, любви к Родине; осуждало зло и бездуховность, возвеличивали
добро, честность, человечность.
Как живет современный человек, который ее внутренний мир, как относится она к
больших достижений своего народа, к сокровищам национальной культуры - все это имеет
художественное воссоздание в романе Олеся Гончара «Собор». Произведение, что и сам жертвой
преследований и замалчиваний, застойных явлений, направленный против духовного
браконьерства и безпам’ятства, кар’єризму и приспособленчества.
Герои романа любят свой поселок, свой край, озабоченные своими
проблемами, а их жизни незримо связаны с собором, что стоит в центре
Зачиплянки. Эта постройка, которая воспринимается как живой герой произведения, и стала центром
конфликта в романе между людьми праведными и никчемными, между духовностью и
бездуховностью.
Духовный мир жителей Зачиплянки, их взгляды на историческое прошлое,
современность и будущее раскрывает нам писатель. Брать Баглай, Изот Лобода,
учитель Фома Романович воспринимают собор как духовную субстанцию. Им противопоставлено
враждебное отношение собора Володьки Лободы и тех, кто поступили в постройке дикую
оргию и на ее пороге ранили Николая Баглая. Отношение багаттьох металлургов и
их семей до собора временно будто приглушенное: они с ним сжились и не
думали, что его может не стать.
Но когда пополз слух, что собор должны разрушать, из него исчез охранный
знак, оказалось, что каждый до собора не безразличен, что это их святыня. Тогда и
Верунька, и Леся-фронтовичка, и Костя-танкист, и Ягор Катратий и все, кто живет
по правде, поняли, что речь идет не просто о облупленную заброшенное здание -
речь идет об их чести и совести, о духовную сущность их существования.
Зачіплянка стала на защиту собора, потому что он - чудо совершенства народной
архитектуры, народного видение и понимание красоты. Собор предстает как
пам’памятник исторического прошлого
нации, как пам’ять о
свободолюбивых наших предков, которые построили этот собор на вечную память’память потомкам. Храм - это святыня, и спасибо
О. Т. Гончару, что его герои становятся на ее защиту.
В этом и есть актуальность романа Гончара, и в этом была причина его
преследования и замалчивание. Однако писатель верил, что никакие
административно-командные методы до конца не убили в человеке человечность, дух
предков, ощущение настоящей красоты, совести. Писатель выступает против тупой
ограниченности чиновников, которые не видят разницы между религией и самой сопрудою -
произведением человеческого гения, символом народных представлений о красоте и справедливость;
против тех, кто бездумно уничтожает природу, загрязняет воздух.
И как приятно, что среди нас есть такие люди, как Николай Баглай, Елька, Изот
Лобода, военком и другие, души которых открыты для красоты, которые веют чувствовать красоту
и борются за нее. В этом воплощение их духовного богатства, герои
призывают читателей задуматься над тем, для чего мы живем, что оставим после
себя потомкам, как сохранили достижения минулиз веков, чем приумножили
их.