Выхожу один я на
дорогу.
Сквозь туман кремнистий
путь блестит.
Ночь
тихая...
Пронзительное чувство самотности звучит в этом стихотворении уже с первой строки,
ведь здесь повсюду - форма первого лица единственного числа. Но тема одиночества развивается в
строфе картиной одинокой и тяжелой дороги, что напоминает своим блеском на сталь.
Пустыня, то есть необитаемый мир, увуває Единого, а в небе сквозь туман две звезды
ведут неразборчивую человеку разговор. И в этом мире человек - ненужная и
неизвестна никому. И это не единственный стих Лермонтова о тоске человека, который внезапно
почувствовала себя одинокой среди людей. Что же стало причиной этого чувства
віддалености, від'єднаности от общества?
Все началось с детства, когда сын потерял мать и отца. И если мать
отнесла неизлечимая за теми временами болезнь, то отца отняли несправедлив
общественный строй и гневная воля бабушки. Какой страшный след это оставило в душе
впечатлительного мальчика, можно только догадываться. По крайней мере он понял ту
жестокость в отношении близких людей.
Когда теряется вера, делается первый ход к самотности человека. А вера
теряется, и, обращаясь к возлюбленной, лирический герой с глубокой тоской
говорит:
Мне грустно оттого, что я
тебя люблю
И знаю: молодость
цветущую твою
Не пощадит молвы
коварное гонение...
Ведь если близкие предают, то ничего другого не следует ожидать от
посторонних и чужих. Поражает безнадежностью и безвір’ям своеобразное продолжение пушкинского
«Пророка»:
Посыпал пеплом я
голову,
Из городов
убегал....
Мира живого и неживого существа слушают пророка, и только люди гонят
и презирают не похожего на них хранителя великой истины. Говорят, Лермонтов -
потомок самого Томаса Лермонта, который был в гостях у королевы эльфов, и и
наградила барда сомнительной добродетелью знать и говорить правду. Если это так, то
трагический поэт получил страшный дар от своего легендарного
пращура.
Михаил Лермонтов на самом деле одинок, а людей, которым он мог бы доверять,
рядом нет, а если они и есть, то находятся далеко. Судьба отпустила ему срок
жизнь в эпоху безвременья, когда декабристы сошли с исторической сцены, а новое
поколение еще не с’появилось.
Брошенный всеми, кто рядом, и не нашел родственные души в «далеких»,
поэт не видит никакого реального выхода и мечтает о странном:
Я бы хотел так навеки
уснуть,
Чтоб в душе дремали
жизни силы...
Это мечта о мнимой, живую смерть, после которой можно встать в другом,
правильному жизни, однако сам поэт так и не встал от своего вечного
сна...
Уже не жду от жизни
ничего я...