Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО
Психология героев драмы «Украденное счастье»

Народ наш дошел уже

до той степени,

что чувствует потребность театра.

И. Франко



Интерес к театру Франко не был случайным, он не спадал до последних дней жизни. Театр зажигал его постоянную разнообразную деятельность, следствием которой было более семидесяти специальных трудов о театре. Они до сих пор обращают внимание глубиной эрудиции, свидетельствуют, что Франко интересовался театральным искусством разных народов и возрастов. Главный мотив отстаивания права на развитие украинской национальной драмы и народного театра.

Материалом для художественных произведений Франка были жизненные факты, наблюдения, собственные впечатления, сокровища народного творчества. За художественными образами его произведений стояли жизненные прототипы, за сюжетными событиями - соответствующие факты и явления. Франко писал, что почти все его произведения напоены кровью сердца, личными впечатлениями и интересами, «все они... в определенной степени... являются частями моей биографии».

Художественная правда в пьесах Франко приобретала вероятности и эмоциональной силы.

Глубокий анализ внутреннего мира человека с разных плоскостей зрения - главный мотив драматургии писателя.

Самой сложной пьесе Франка является трагическая драма из деревенской жизни «Украденное счастье». Для ее написания драматург воспользовался источником народных песен.

в 1878 году знакомая Франко Михайлина Рошкевич записала в селе Лолин новую песню «О шандаря» и передала ее писателю. Заинтересовавшись песней, он потом сам собрал немало таких песен о тяжелой жизни женщин и написал специальное исследование о женской судьбе.

В образе Николая Задорожного Франко изобразил галицкого крестьянина-труженика в типичных бытовых и общественных обстоятельствах. В четвертом действии показано сложный психологический процесс, изменение в настроениях, психологии Задорожного. Франко подчеркнул рост сознания и человеческого достоинства Николая.

Анна Задорожная после тяжелой внутренней борьбы осмелилась самой себе признаться, что жандарм Михаил Гурман для нее все. Отстаивая право на счастье и любовь, она бросает вызов обществу.

Озлобленный жандарм поставил себе цель любой «відкрасти» когда у него украденное счастье. Устраняет с дороги Николая, пренебрежительно и грубо относится ко всем людям, немилосердный даже в отношениях с Анной. Только умирая, проявляет человеческие чувства - берет на себя вину за смерть.

Все пять действий драмы происходят в неразрывной хронологической последовательности. Каждое действие - закономерное и необходимое звено в общей цепи событий, но в то же время она представляет собой как бы отдельное целое, имея свою определяющую цель и относительную законченность смысла содержания, а также наивысшую точку напряжения. В свою очередь, в каждой яве тоже звучит определенная, узкая тема, подчинена общей идее драмы.

Появление жандарма в семье Задорожных стала тем драматическим центром, с которым будут связаны все последующие поступки.

Действие распространяется, переходит из дома на сельский майдан, противоречия обостряются, все больше людей принимают участие в конфликте, становятся на чью-то сторону, влияя на события.

Обострение противостояния между Николаем и жандармом выливается в арест. Впоследствии враждующими силами становятся уже с одной стороны жандарм с Анной, со второго олицетворение мысли «а что скажут люди».

Центр внимания драматурга - одержимость Анны любовью к Гурмана. Она не осознает этого, хотя внутренний огонь жжет ее душу. Завывания бури за окном и песня про неверную жену - все это созвучно ее тревоге. Известие о появлении на селе Гурмана раскрывает содержание этого беспокойства. Анна будто ужасается появления своего любовника, не хочет ее. На самом же деле она ужасается своего бессилия сохранить честь замужней женщины. Она боится, что предписания морали рухнут под напором , «грешной любви». Франко доказывает, что цель существования человека - любовь. Ни Гурман, ни Анна не имели любви вообще. их способности, желания, ожидания не удовлетворялись, все они только скрыты - у Анны за замками брачного Долга, в Гурмана за конкуренцией в жандармерии и ужасами войны.

Любовь Франко поднимает как высший абсолют. Оно ломает все социальные, моральные и общественные преграды.

Франко не делает «козлом відбувай лом» никого из трех главных героев. Психологический объект - любви, выше, сильнее за Анну, и за Гурмана, и за Николая.

Франко говорит каждым словом, каждой репликой своей пьесы - рабство социальное, общественное человек может пережить и переживает каждый день. Рабство без любви - невозможно, человек просто не может существовать без него. «Рай - это невозможность более любить» (Ф. М. Достоевский).

Эволюция Анны в том, что она может переступить через что угодно, но не через свое «я», которое упорно желает любить. Анна не лукавит. Она не проститутка, она - жертва. У нее внутри - пустота, которую просто не может заполнить слабовольный Николай. Поэтому она подобна героине романа «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, которая, сначала опираясь страсти любовника, потом сама идет дальше и дальше, желая преодолевать любые преграды между ним и ею. Поэтому Анна сразу признается мужу, что она ничего не чувствует к нему, потому что хочет быть честной. Но еще раз заставить свое «я» она не способна.

Никто из героев драмы не вышел из борьбы счастливым. Но трагедия, произошедшая в доме Задорожных, обусловила глубокую изменение характеров действующих лиц. Она поразила всех крестьян, заставив задуматься над вопросом: «Кто тому виноват?».