Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО
«Какое ты имеешь право быть свободным когда твой народ в неволе?» (по повести Ивана Франко «Перекрестные тропы»)

Заветная жизненная цель каждого человека - идеал, которому подчиняется вся ее жизнь. Свой идеал Франко вложил в слова главного героя повести «Перекрестные тропы» Евгения Рафаловича: «...Это должен быть первый шаг, первое начало моей широкой, народной труда. Хочу доложити всех сил, чтобы доказать сей народ хоть немного к осведомление, приучить его пользоваться его правами, бороться с его обидчиками...».

Не потому ли, когда читаешь эту повесть, все время чувствуешь за молодым юристом Рафаловичем фигура самого Франка с его стремлением к культурного, политического и социального освобождения народа? В его уста писатель часто вкладывает собственное понимание многих вещей: «Политика - это не болтовня на празниках и соборчинах! Она требует не только умелого языка и крепких груди, но также отважного сердца, сильного характера и упорства и того духа независимости, которого у нас целыми веками убивали и притлумлювалы различные факторы».

Евгений Рафалович, «воспитанный, вскормленный хлебом, трудом и потом своего народа», считает, что интеллигенция должна помочь народу освободиться от нужды, подняться с колен. Такую же идею мы уже встречали в «Облаках» И. С. Нечуя-Левицкого, восхищаясь образами молодых украинских интеллигентов.

В образе Рафаловича И. Франко рисует новые, исполненные чистыми стремлениями, силы Украины, которая начала новый этап общественного развития. Мы видим, как молодой юрист, имевший национальное достоинство, ведет всю документацию только на украинском языке, на этом же языке своего народа он выступает в суде, и хотя многим это не нравится, он действует спокойно, уверенно, без лишнего шума.

Пусть не всего в поставленной цели достигает Евгений, но по крайней мере ему удается взбудоражить мертвые воды общественной рутины. Он всколыхнул усыпленные в крестьянских массах силы, а самый большой его успех - народное вече и тот резонанс, который оно имело в Галиции. Не удивительно, что сами крестьяне не сразу верят в искренность Рафаловича: их так часто обманывали, что они и теперь готовы заподозрить своего защитника в лукавстве или мошенничестве. Это затрудняет его путь к цели, он обижается, упрекает крестьянам за «безумие» («Волите быть нищими и попихачами, чем панамы в своей деревне»), но духом не падает. «Нужно провести их через школу жизненной образования, пробудить в них общественного духа», - приходит он к выводу и решает поехать в Буркотин ради той же «жизненной образования», которую не заменит «книжная образование».

Так постепенно решается центральный конфликт произведения - социальный, который заключается в борьбе двух сил: между темным, затурканим крестьянством, что не умеет себя защитить, и чиновниками, которые постоянно обманывают простой народ. Поэтому я вижу в образе Рафаловича определенный символ - обязанность, должен нести ради счастья своего народа украинский интеллигент несмотря на все разочарования и трудности своего пути.

...Перекрестные тропы бывают разными: реальными, символическими. В жизни перекрещиваются судьбы, мысли, интересы. Бывает так, что человеческие тропы пересекаются ради больших, полезных народу дел, когда человек без остатка отдает себя служению народу.

По моему мнению, повесть «Перекрестные тропы» является очень актуальной для нашего времени, когда партийные лидеры современной Украины красноречиво говорят о любви к родному народу и государства, которая под их торжественные речи и обещания незаметно стала одной из стран в мире с низким уровнем жизнеобеспечения.