Киевская Русь - могучая славянская держава, глубинная история которой воспета в древнерусских былинах, летописных легендах, в произведениях отечественных и византийских писателей. Крупнейшее государство средневековой Европы занимала огромное пространство от Ладожского и Онежского озер до Дуная, от Карпат до Волги. Киевская Русь времен своего расцвета представлена великолепными памятниками зодчества, живописи, прикладного искусства, историческими, публицистическими, художественными произведениями.
Главным искусством в то время был фольклор, который стал существенным фактором самобытного развития отечественной литературы. Образность древнерусской литературы своими корнями уходит в дохристианскую языческую мифологию. В песнях, сказках, заговорах, эпосе, пословицах, загадках оказывается міфологізування природы и общества. Языческую мифологию, народные традиции, обычаи, обряды не смогло уничтожить даже введение на Руси христианства. В древнерусских памятниках часто упоминаются Сварог, Перун, Велес, Стрибог. Это имена богов и кумиров, которым издавна поклонялись славяне. Народная фантазия создала поэтические образы русалок, нимф, ведьм, чертей, водяных, домовых. Эти образы тоже вошли в книжную творчество. Сила фольклорных образов была такой, что на Руси возникло и сохраняется до сегодня своеобразное двоеверие - сочетание старой и новой религиозности.
В литературных памятниках Киевской Руси находим много сведений и воспоминаний о прошлом, о событиях древности, которые летописцы взяли из народных преданий и легенд. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в «Повести временных лет» записал легенды об основании Киева, сказания о города, оружие, лодки, про мирную жизнь и военные походы славян; о деятельности князей и народные восстания. Перед нами предстают живые картины прошлого, начиная от основания Киева и до начала XII века.
Народное, поэтическое восприятие природы органично вплетено в поэму «Слово о полку Игореве». Ярославна, жена Игоря, обращается к ветру, Днепру, солнцу с просьбой, призывом помочь князю вернуться из плена, молит пощадить его воинов. Донец помогает Игорю, качает князя на волнах, укрывает его теплым туманом, сторожит гоголем на воде. Еще в начале похода природа, словно предупреждая князя о предстоящих поражения, предвещала недоброе. Когда Игорь с братом и женой выступили в поход, произошло солнечное затмение: «...и видь от него тьмою вся своя воя прикрыты». Предчувствие трагичности событий чувствуется везде: «кровавые зори», «земля тутнет», «реки мутно текуть», «пороси поля прикрывают». Все эти народные приметы предвещают несчастье, горе, поражение в борьбе с врагом.
Большинство произведений времен Киевской Руси обнаруживают связь с фольклором, с мыслями, стремлениями и настроениями народа, его мечтами о единстве и мирный труд. Междоусобицы князей разрушали великую державу, подтачивали ее силы, делали Киевскую Русь слабее. Авторы оригинальных произведений сумели творчески использовать образность фольклора в оценке тех или иных событий и явлений, передали гуманизм и патриотизм народа, его надежду, что здравый смысл князей победит чванькуватість и местечковость и они хотя бы из чувства самосохранения объединятся в единую непобедимую силу.