Подтекст - другой план сообщения, который создается не произвольно, а теми же средствами, что и основной план.
К таким средствам относятся:
-лексические средства ( метафора, сравнение, метонимия, перифрази т.д.);
-ситуативные средства (факты, события, ранее упомянутые);
-ассоциативные средства (понятийные, эмоциональные связи, которые возникают между тем, о чем идет речь, и опытом автора или реципиента).
Кроме того, каждое слово имеет психологический образ, присущий конкретному реципиенту. Этот психологический образ способен вызывать в сознании реципиента свою цепь ассоциаций, на основе которых и создается другой, скрытый план сообщения. Бесспорно, нельзя знать психологических образов слов каждого читателя, но можно прогнозировать подтексты с учетом оказіональних, нелитературных, разговорных, переносных значений слов.