Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЛИНА КОСТЕНКО
Духовные ценности человека в поэзии Лины Костенко


Духовные ценности человека своими корнями уходят в глубокую древность, когда идеалами была искренняя и честная работа, забота за ее успехи, когда жизнь приводилось в соответствие с законами Бога и природы. К сожалению, в наш прагматичный век наложил свои коррективы на духовность человека.
Поставить своего современника лицом к норм, которые производило человечество на протяжении веков, задуматься над сущностью собственной жизни, сосредоточиться на осознании себя сыном украинской земли взяла на себя обязанность поэтесса Лина Костенко. Остро, бескомпромиссно, не отступая от своих идеалов, осмысливает она в поэтических произведениях современные проблемы, связанные с духовным упадком людей. Корит яничарство, предательство, отступничество. Конечно, в связи со своей позицией поэта-патриота Лина Костенко находилась в оппозиции к официальным властям тоталитарного советского общества.
В своих стихах Лина Костенко видит конкретных виновников моральной и духовной деградации людей. Это - "номенклатурные дураки, бюрократы, плоские мурмило в квадратуре рам", то есть вся советская система. За указательным движением дирижерской палочки коммунистических идеологов появляются "мастаки приспособить шаг", люди слабые. С большой тревогой Лина Костенко призывает нас жить в согласии и любви. Как завещание, звучат ее слова: "Не отступиться и не положить ложь на струны". Нельзя отрекаться от высоких идеалов наших предков, собственной культуры и языка. Проблемы языка нарушены поэтессой в нескольких ее стихах. Самым драматичным в поэзии "Боль единственного оружия" является то, что родной "трагической языке" гроб "не только пороги, но и дети собственные тешуть". Таких вот сирот немало еще и сегодня "на нашей - не чужой земле". Названа поэзия сильна верой поэтессы в том, что дух народа и его язык не убить никому:
В поэзии "Заворожи мені, волхве" поэтессу заинтересовал вопрос, "что писал бы Шевченко в тридцать третьем, тридцать седьмом годах?" Конечно, что поэтесса не піддае сомнения устойчивость Шевченко, его моральный дух. Поэтому, по ее мнению, "побывав на Косаралі, побывал бы еще и на Соловках". В поэзии автор идет за ходом истории: Закаленный, зарешечен, прикиданий землей, снегами, кремнем, до сих пор был бы реабилитирован. Хоть посмертно, - зато свосвременно.
А как же восприняли в 30-х притеснения и репрессии Косынки, Кулиша, Курбаса их современники? Молча. Промолчали ущерб, причиненный Стусу, Светличному, Снегиреву, Литвину, Тихом в 60-х. "Как молчанием душу уяремлю, то какой же к черту я поэт", - напоминает поэтесса себе о свою гражданскую совесть. И цветы от нее падали под ноги шістдесятникам в зале суда, откуда ее выводили силой советские милиционеры.
Поэзия Лины Костенко предостерегает нас от потери своей исторической памяти. Особенно отчетливо эта мысль звучит в его романе в стихах "Маруся Чурай". Образ Маруси сливается с образом Украины, что сигнализирует через века: помните, потомки, свою историю, и только тем будете сильные и известные в мире.
Поэзия Лины Костенко художественно осмысливает общечеловеческие стоимости, заставляет задуматься над тем, что оставляет по себе человек. Мысли об истинных ценностях, о смысле в жизни, духовность и бездуховность возбуждено в стихотворении "Уже началось, пожалуй, будущее". Здесь читаем: "Ищите улыбку Джоконды, она никогда не пройдет". Понимая быстротечность материальных ценностей, всегда надо помнить о духовных: красоту, искусство, любовь к людям, любовь и верность Родине.
Поэзия "Жизнь идет и все без корректур..." напоминает о долге прожить жизнь честно, содержательно.